9956

Держите МООС по ветру!

Старые лица нового правительства: Нурлан Каппаров

Жизненный путь этого незаурядного человека красив, как Сарыарка ранней весной. Головокружительная карьера, практически полное отсутствие темных пятен в биографии, целеустремленность и вера в людей… Такой букет нынче встретишь нечасто. Не случайно, видимо, Нурлана КАППАРОВА бросили на этот сложный участок. Ведь Министерство охраны окружающей среды в последние годы не вылезало из скандалов.

Многим сегодня вообще не понятно, чем, собственно, занимается это ведомство. Нарушителей экологического законодательства штрафуют чуть ли не ежемесячно. Причем штрафы исчисляются сотнями миллионов или даже миллиардами тенге. Но взымает их почему-то не Министерство охраны окружающей среды и даже не его региональные департаменты (хотя полномочиями такими обладают), а природоохранная прокуратура. Похоже, только ей есть дело до состояния экологии в нашей стране.
Надо сразу заметить: в МООС умеют в любой ситуации свалить с себя ответственность, переведя стрелки на другое ведомство. Примеров больше, чем вредных выбросов в атмосфере наших городов.
Когда в позапрошлом году из Казахстана пытались вывезти около сотни соколов-балобанов, занесенных в Красную книгу, МООС от всего этого благополучно открестилось. Отдувался Минсельхоз, в ведении которого находится лесное хозяйство.
В прошлом году от неизвестной болезни откинули копыта около 12 тысяч сайгаков в Западном Казах­стане. И опять природоохранное министерство осталось не при делах. Тогда на защиту казахстанской экологии в целом и МООС в частности поднялся никому у нас не известный профессор лондонского ветеринарного колледжа Ричард КОК.
- Мы полагаем, что животные были очень голодны и испытывали жажду. Они пошли на пастбища, где много влаги. Переедание травы, насыщенной влагой, привело к нарушению кишечно-желудочного тракта. Нет никаких доказательств, что трава была заражена. Правда, были и вторичные причины: поскольку была нарушена система, к этому присоединился пастереллез, - говорилось в официальном сообщении со слов профессора Кока.

Отечественный ветеринарный врач профессор Василий БОРОВОЙ признал: трава с росой может вызвать смерть. Однако умирают по этой причине лишь 20-25 процентов животных, как правило, ослабевших либо молодых. Взрослые особи могут отлежаться день-два - и все проходит. Предположение иностранца насчет пастереллеза он отказался комментировать вовсе. Пастереллез - серьезная инфекционная болезнь, и если от нее умирает 12 тысяч животных - это говорит о серьезной эпидемиологической проблеме.
А тут еще в нынешнем году нашли на Каспии 35 мертвых тюленей. И опять профильное ведомство ни при чем.
- Гибель каспийских тюленей и осетровых рыб в казахстанской акватории Каспийского моря является одной из проблем, имеющих сезонный характер. Численность тюленей за последние 100 лет сократилась на 90 процентов, - вынужден был констатировать министр Каппаров, благоразумно обойдя молчанием вопрос о причинах.
Впрочем, надо признать: с приходом Каппарова погибших тюленей стали находить меньше. В прошлом году обнаружили 122 туши мертвых тюленей. Они просто издохли - без причин. Ибо уже год прошел с того дня, когда Мангистауский филиал Жайык-Каспийского департамента экологии начал искать причины этого бедствия - и до сих пор ничего не нашел. Зато параллельно с ним работают - по заданию МООС - еще и лаборатории АО “Мангистаумунайгаз”, АО “Каражанбасмунай”, СП “Арман”, ТОО “Бузачи нефть”, ТОО “Каспийойлгаз”, ТОО “Коммунай”, ТОО “Ерсайын Каспиан контрактор”, “Аджип ККО”. Словом, все те, кто качает нефть на Каспии. Вот и задумайтесь: выгодно ли им докапываться до причин, а уж тем более их обнародовать?
А вот, как говорится, цифры в тему. В Министерстве охраны окружающей среды по итогам контрольных проверок в 2010 году возмещено 19 млн. тенге, в том числе в доход бюджета взыскано 5 млн. К дисциплинарной ответственности привлечены 10 должностных лиц министерства. В 2011 году возращено 32 млн. тенге, из них в доход бюджета 2,3 млн. К дисциплинарной ответственности привлечено 16 человек.
То есть динамика роста коррупционной составляющей в “экологически чистом” министерстве видна невооруженным глазом.

…Едва министром был назначен Каппаров, явились на свет Божий уголовные дела на двух чиновников МООС. Заместитель председателя комитета экологического регулирования и контроля ТУРЕКЕЛЬДИЕВ взял сто тысяч долларов за незаконную выдачу разрешений на выброс цианидов в реку Секисовка Восточно-Казахстанской области. В ходе следствия установлена причастность к совершению этого преступления бывшего председателя комитета экологического регулирования и конт­роля Министерства охраны окружающей среды МУТАШЕВА.
Впрочем, подставляют нового министра его подчиненные не впервые. Когда он только вступил в должность, его и ответсекретаря министерства Анатолия ДЕРНОВОГО пригласили на совет по борьбе с коррупцией при партии “Нур Отан”. На Каппарова особо не нападали, поскольку он в новом кресле еще не освоился и даже имел неосторожность накануне пообещать, что кадровых перестановок не будет. Зато ответсеку досталось.
- Как в руководство министерства попадали агрономы, зоотехники и полицейские?! Они же через вас проходят! - интересовался главный антикоррупционер партии власти Оралбай АБДЫКАРИМОВ.
Дело в том, что в Северо-Казахстанской области начальником управления экологии был назначен бывший директор сельскохозяйственного товарищества - зоотехник по образованию. А в Петропавловске заместителем начальника управления ООС пристроился бывший финполицейский. Оба эти персонажа впоследствии отбыли в места не столь отдаленные - за взяточничество. Но! Если бы не уголовные дела, вероятно, никто бы и не узнал об их “богатом трудовом опыте” на экологической ниве. Кроме того, в подведомственных МООС учреждениях выявились еще двое с поддельными дипломами о высшем образовании. Сколько еще таких “специалистов” занимают ключевые должности в подразделениях МООС, ведомо его кадровикам, Всевышнему - всем, кроме министра.

Многие убеждены: называть Нурлана Джамбуловича крупным специалистом в сфере экологии в целом - довольно рискованно. С этим, однако, можно поспорить, ведь новоиспеченный страж окружающей среды в свое время успел порулить “Акцептом” “КазТрансОйлом”, “Казахойлом”, “Lancaster Group Kazakhstan”… Как минимум две компании из перечисленных сделали многое для того, чтобы наша экология дошла до ее сегодняшнего состояния. Стало быть, г-н Каппаров должен был неплохо ознакомиться с экологическим законодательством. Особенно с его пробелами…
Стоит упомянуть, что после своей головокружительной карьеры в бизнесе господин Каппаров уехал в США, где с 2001 по 2003 год оту­чился в Гарварде - на факультете гос­управления. Как с таким престижным дипломом в кармане не порулить чем-нибудь государственным? Вот он и рулит…
Однако наши острословы не зря говорят: там, где ОНИ учились, МЫ преподавали. Наши “стандарты гос­управления” четко укладываются в циничную формулу: ничего личного - только бизнес. Не случайно зам­председателя Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей ЛУКИН убежден: с Министерством охраны окружающей среды пора что-то делать.
- Все факты говорят о том, что подверженность коррупции должностных лиц этого министерства остается неизменной от начальника отдела до руководства территориальных подведомственных организаций. Поэтому я хотел бы рекомендовать министру принять меры по привлечению к ответственности именно руководителей, в том числе и курирующих вице-министров, - заявил финполицейский.

Вот и глава экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ, оценивая “заслуги” МООС, сразу же выделил нецелевое использование средств, поступающих от многомиллионных штрафов и сборов за загрязнение окружающей среды. Кстати, именно на эти цели должны расходоваться средства, привлеченные от продажи квот на выбросы парниковых газов вне зависимости от того, торгуем ли мы ими в других странах или у себя в Казахстане.
- В стране назрела необходимость создания экологического фонда. Он сможет давать средства предприятиям на возвратной основе, чтобы они могли осуществлять свои природоохранные программы, строить соответствующие сооружения, - считает Мэлс Хамзаевич. - Пока же, по самым оптимистичным прогнозам, только 25 процентов собираемых с природопользователей платежей направляются на благие цели - очищение воздуха, воды, почвы и ряд других экологических мероприятий.
Что ж, “экологичному” министру с красивой биографией предстоит еще немало попотеть, расчищая авгиевы конюшни природопользования по-казахстански. Как говорится, Бог ему в помощь да гарвардский диплом - в руки!
Только вот Казахстан - не Америка, здесь климат иной. И нравы тоже…
Впрочем, о чем о чем, а уж о нравах казахстанского истеблишмента Нурлану Джамбуловичу рассказывать не стоит. Ему и самому есть что рассказать.

Алексей ЮНГ, Алматы

Поделиться
Класснуть