7936

Водяной ценоворот

готовит правительство страны в сфере коммунальных услуг

В ближайшие годы централизованное водоснабжение в нашей стране подорожает в разы. Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) намерено увеличить тариф на услуги водоканалов от 50 до 400%! Такие расчеты фигурируют в плане мероприятий по внесению изменений в законодательные акты в целях модернизации и реконструкции активов водоканалов, разработанном антимонопольным ведомством.

В первых числах ноября в Алматы под руководством вице-премьера Кайрата КЕЛИМБЕТОВА состоялось совещание, на котором обсуждались основные проблемы водоканалов и меры по развитию сектора водоснабжения. Там было заявлено: правительство подготовило программу модернизации всех водоканалов страны. В частности, глава АРЕМа Мурат ОСПАНОВ представил новый механизм тарифообразования на водоснабжение, разработанный по поручению премьер-министра Серика АХМЕТОВА. Вот что предлагает наш главный “укротитель” монополистов.
Существенно - вдвое и более - увеличить зарплаты сотрудников водоканалов “в целях сохранения кадрового потенциала водоканалов, а также привлечения квалифицированных специалистов”. В АРЕМе заявляют: на некоторых предприятиях, поставляющих воду населению, люди получают меньше, чем другие работники в регионе на аналогичных позициях. Например, сейчас при действующем тарифе ГКП “Астана Су Арнасы” средняя месячная зарплата его производственного персонала составляет 41 тыс. тенге, при том что, по данным статистики, средняя заработная плата в производственном секторе Астаны в июле превышала 71 тыс. тенге.
Вместе с тем предлагается увеличить ставку возможной прибыли компаний - поставщиков воды - до 30%. Сейчас согласно нормативам прибыль не должна быть более 10%, тогда как в нефтегазовом секторе данная ставка, по информации АРЕМа, составляет порядка 25%. При этом оговаривается, что компании будут инвестировать полученные деньги в производство. Например, по данным антимонопольщиков, в действующем тарифе на воду АО “Петропавл су” учтена прибыль в размере 21,64 млн. тенге. С учетом переоценки основных средств предприятия его прибыль составит 129,85 млн. тенге, или увеличится более чем в 5 раз!

В АРЕМе обещают, что одномомент­ного для всех регионов повышения тарифов на воду не будет: “В целях сглаживания уровня инфляции, а также недопущения социальной напряженности в стране” цены будут расти поэтапно в течение трех лет до 2015 года - в зависимости от степени изношенности сетей местных водоканалов. Из 26 крупных водоканалов страны на новую тарификацию в 2013 году перейдут 12 компаний, в 2014-м - шесть, в 2015-м - три.
По результатам совещания Кайрат Келимбетов распорядился ускорить разработку плана по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду и внести необходимые поправки в действующее законодательство.
Сколько же мы, потребители, в результате этих преобразований будем платить за источник жизни?
На этот вопрос ответил, выступая на совещании, сам глава АРЕМа: “Предлагается установить единый предел тарифа на воду, к примеру, в размере не более 200 тенге за один кубометр без НДС в связи с наличием водоканалов, тарифы которых достигают до 1000 тенге за кубометр. Внедрение новых механизмов позволит увеличить тарифы на воду до 5 раз”.
Вот вам, дорогие граждане, и Водолеев день! Но, спешат успокоить в антимонопольном ведомстве, “резкого повышения оплаты за услугу не будет для потребителей, экономно расходующих воду по прибору учета, в отличие от неэкономных потребителей, не имеющих прибора учета воды”.

Прокомментировать ситуацию мы попросили главу Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петра СВОИКА.
- Само по себе намерение поднять тарифы водоканалов по всей стране и сразу от 50 до 400% выбивается из всей тарифной практики прежних лет, начиная с жилищно-коммунальной реформы 1996 года, - говорит Петр Владимирович. - Тогда, напомню, после того как правительство Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА едино­временно отказалось субсидировать из бюджетных средств ЖКХ, тарифы в Алматы возросли сразу вдвое. Новые расценки вывели горожан на несанк­ционированный митинг - на улицы вышло больше десяти тысяч, никакая оппозиция никогда и половины от этого не собирала.
То был урок, и с тех пор тарифы повышают только раз в год и только процентов на 12-15, стремясь удержать их в коридоре инфляции. Благо резкий спад нагрузок на сети высвободил мощности, оставил в повестке дня только эксплуатационные затраты, даже без серьезных капремонтов. Тогда-то и создались “кабинетная” тарифная методология и практика расчетов, предельно упрощающие жизнь АРЕМа. Тарифная смета утверждается им на год вперед, а ее соблюдение практически не контролируется. При этом продолжается практика как при советской власти - “от достигнутого”: каждую следующую заявку монополист обосновывает тем, что все возрастающие расходы не покрывают тарифную выручку.
До поры до времени АРЕМ и его подшефные как-то договаривались по понятной и удобной обеим сторонам схеме: “хочешь барана - проси верблюда”. Но годы шли, кривая нагрузок потихоньку поднималась, но при этом опускались показатели располагаемой мощности электростанций и котельных, сетей теплоснабжения, водопровода и канализации. Где-то в середине 2000-х годов эти кривые пересеклись, сама жизнь потребовала включать в тарифы затраты на восстановление изношенного оборудования и ввод новых мощностей.

Но “теоретики” АРЕМа цепко держатся за “кабинетное” регулирование: так и не заглядывая на производства, они выдумывают “дифференцированные”, “долго­срочные”, “предельные”, “инвестиционные” тарифы в надежде, что, чем больше компании будут брать с потребителей, тем быстрее поправят и эксплуатацию и тем рачительнее будут тратить деньги на свое развитие.
Однако кабинетные тарифные “тормоза” уже не держат. Санкционируемые правительством планы в разы поднять тарифы водоканалов тому прямое подтверждение.
Но каких перемен ждать в механизмах тарификации?
Нам придется переходить на принцип утверждения тарифов по результатам фактической деятельности естественных монополистов. Причем результаты эти должны подтверждаться внешним аудитом - профессиональным и регулярным. Иного не дано: чтобы эффективно регулировать тариф, регулятор просто обязан знать реальное состояние дел на предприятии.
Но переход к фактическому тарифу - дело непростое, требующее серьезной корректировки и нормативной базы, и тарифной практики. Готово ли к этому правительство? Пока затрудняюсь ответить на этот вопрос.
Зато видна другая готовность - продолжать решать проблему нехватки финресурсов тех же водоканалов из аремовских кабинетов через арифметические накрутки.
Между прочим, эта новость о готовящемся взлете тарифов на воду стала едва ли не первым заметным актом правительства во главе с новым премьером. И вряд ли такое начало вселяет оптимизм.

От себя к сказанному Петром Своиком добавим: в Национальной экономической палате “Союз “Атамекен” с учетом опыта повышения тарифов в сфере электроэнергетики сильно сомневаются, что результат нововведений, затеянных АРЕМом, совпадет с ожиданиями. Как известно, не так давно на правительственном часе в мажилисе председатель Агентства по защите конкуренции Габидулла АБДРАХИМОВ признался, что энергокомпании используют дополнительную прибыль, полученную от увеличения тарифов, для выплаты дивидендов.
Не наступим ли мы опять на те же самые грабли?

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть