7932

Плодородная дебютная идея

Земля в буквальном смысле уходит из-под ног жителей пригорода Алматы

Некие предприимчивые граждане грузовиками вывозят чернозем из брошенных яблоневых садов. За каждую машину плодородной земли дачники готовы платить от 10 до 15 тысяч тенге.

Масштабы “бизнеса” поражают: тысячи деревьев уже стоят с оголенными корнями, а “землепродавцев” меньше не становится. Корреспонденты “Времени” пытались выяснить, почему украсть и продать землю у нас не считается преступлением.

Все больше жителей единственного казахстанского мегаполиса перебираются в ближайший пригород, подальше от автомобильных заторов и едкого смога. Еще двадцать лет назад в Чапаевском ущелье, что в Карагайлинском сельском округе Карасайского района Алматинской области, можно было встретить лишь дачников да немногочисленных туристов. Зато теперь вдоль горной речки - сотни частных домов. Дорогие коттеджи соседствуют с утлыми хибарами, а улицу Тажиева бороздят черные внедорожники и дышащие на ладан “Волги” с “Москвичами”. На полном ходу летают по ней и старенькие ЗИЛы, доверху загруженные землей. По словам местных жителей, плодородную землю яблоневых садов вывозят тоннами. И никто даже не пытается остановить этот грабеж.
- В начале года нам сделали хорошую дорогу, и с тех пор туда-сюда постоянно снуют грузовики с землей, - рассказывает Жомарт ЕСЕНТУГЕЛОВ (на снимке), несколько лет назад перебравшийся сюда из города. - Начали выяснять, что там происходит. Оказалось, что процесс вывоза земли налажен очень хорошо. Чернозем грузят в машины и продают всем желающим. Мы как-то подсчитали: за час проехало шесть груженых ЗИЛов! И вот так каждый день.

Сразу же за домами сельчан начинаются яблоневые сады. Именно здесь работают группы “старателей”. Судя по вагончикам и установленным столбам, эта территория кому-то принадлежит. Вот только хозяина в упор не видно.
- У нас вызывают беспокойство два момента, - продолжает Жомарт. - Во-первых, местные власти не спешат закрывать эту лавочку: видимо, всех устраивает, что происходит кража чужого имущества средь бела дня. Во-вторых, грузовики ездят по улице на высокой скорости, а здесь играют дети. Неужели порядок начнут наводить только после того, как произойдет ЧП?
За частной землей должен следить ее владелец, уверен местный участковый Ертыс ТОХТАРОВ.
- Мы регулярно проводим отработки вместе с сотрудниками акимата, - говорит капитан полиции. - Если факты подтверждаются, то задерживаем нарушителей, выписываем штрафы. Но земля, о которой вы говорите, кому-то принадлежит. Хозяин должен о ней заботиться. Например, огородить участок, нанять сторожа...

По закону, переданную в крестьянское хозяйство или частному лицу землю государство вправе вернуть себе, если арендатор ею не занимается. Почему же в акимате Карасайского района не спешат применить этот закон, проще говоря - власть употребить?
- Должного контроля за землей у нас в стране сейчас нет! - возмущается вице-президент РОО “Союз фермеров Казахстана” Акжол АБДУКАЛИМОВ. - Раньше в каждом районе было по 3-4 инспектора по вопросам земельных отношений, которые точно знали, кому земля принадлежит и как он ею занимается. Сейчас их службу оптимизировали, оставили по одному инспектору на два района. Я думаю, это выгодно тем чиновникам, которые захватили тысячи гектаров. Ничего не выращивают, скот не пасут, фермеров близко не подпускают. А земля пропадает! У районного акима сил не хватает, чтобы вернуть такой участок в госсобственность. Акиматы кивают на Агентство по управлению земельными ресурсами, а агентство кивает на акимов. Но у земли должен быть один хозяин!

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

От редакции Решить земельные проблемы в республиканском масштабе, наверное, действительно очень сложно. Но в отдельно взятом Карагайлинском сельском округе вполне реально. Достаточно лишь, чтобы аким Карасайского района Амангелды ДАУРЕНБАЕВ как-нибудь лично заехал в Чапаевское ущелье, чтобы поймать за руку “земледельцов”. Нам очень интересно, почему он это до сих пор не сделал. Просим считать эту публикацию официальным запросом.

Поделиться
Класснуть