12458

Разборки в морге

Среди событий последних месяцев неоправданно затерялся такой, казалось бы, не рядовой эпизод: шесть судмедэкспертов, в том числе директор и заместитель Центра судебной медицины (ЦСМ) Министерства здравоохранения РК, привлечены к уголовной ответственности за то, что давали заведомо ложные заключения. Седьмой в списке - директор Астанинского филиала ЦСМ, обвиняемый в мздоимстве и служебном подлоге, но это уже отдельная история. Казалось бы, наконец-то будет вскрыт давний нарыв в столь важной для правосудия эксперт­ной службе - ведь жалоб на предвзятую экспертизу множество, да и наша газета не раз писала об “удивительных” выводах некоторых экспертов. Ан нет! О массовом криминале в рамках одного ведомства скромно промолчали пресс-службы, а уже через пару месяцев практически все возбужденные уголовные дела были… приостановлены.

На чем погорели эксперты? В декабре 2011 года Ескельдинский районный суд Алматинской облас­ти вынес обвинительный приговор двум “непрос­тым” подсудимым - бывшему заместителю начальника управления комитета по правовой статистике и специальным учетам (КПСиСУ) Генеральной прокуратуры РК по Алматинской области Максату ЖУНИСОВУ, получившему 7 лет лишения свободы, и экс-прокурору по надзору за законностью в сфере правовой статистики и специальных учетов по Карасайскому району того же ведомства Архату ЧАКЕНОВУ, осужденному на 4 года условно. Оба законоблюс­тителя еще в 2010 году избили до полу­смерти предпринимателя из Текели Ержана КЕНЖЕБЕКОВА (см. “Прокуроры в законе”, “Время” от 2.6.2011 г.), но лишь через два года оказались на скамье подсудимых. Причина такой проволочки крылась в судмедэкспертизе, назначенной в рамках следствия. Эксперт Талдыкорганского филиала ЦСМ Минздрава РК Асхат РАИМБЕКОВ установил у потерпевшего... “причиненный легкий вред здоровью” - при том что врачи вытащили избитого предпринимателя чуть ли не с того света, проведя тяжелейшую операцию по трепанации черепа и удалению субдуральной гидромы, после чего он получил инвалидность! Комиссионная судмедэкспертиза, проведенная в Центре судебной медицины под председательством самого директора Алпамыса ЕСКУЛОВА, подтвердила данную оценку. Прокуроры - они же подследственные - уже праздновали скорое закрытие дела, но все перевернула (а точнее, поставила с головы на ноги) независимая экс­пертиза, которая, к счастью, существует в Казахстане. После заключения кандидатов и докторов наук о том, что здоровью потерпевшего в реальности “был причинен тяжкий вред”, бывшие стражи закона пошли под суд и получили свое наказание, которое Верховный суд РК посчитал законным и справедливым. А что же судмедэкс­перты, чьи заключения наглядно продемонстрировали профессио­нальную несостоятельность - в лучшем случае, а в худшем - коррумпированность их авторов? 10 мая департаментом внутренних дел Алматинской области в отношении эксперта Талдыкорганского филиала ЦСМ Асхата Раимбекова было возбуждено уголовное дело за дачу заведомо ложного заключения, а 17 августа аналогичное дело возбудил ДВД Астаны в отношении экспертной комиссии ЦСМ: председателя - директора Алпамыса Ескулова и экспертов ТАЗАБЕКОВА и ВАСИЛЬЧИКОВА. А 10 июля и 17 октября дела были приостановлены.

Аналогично были приостановлены уголовные дела в отношении заместителя директора ЦСМ Руслана САТЫВАЛДЕЕВА и экс­пертов БЕКМУРАТОВА и Тазабекова (того самого, что засветился в талдыкорганском деле). Эта троица “перепутала” перелом шейного позвонка с… остеохондрозом. И таким образом, обрекла на очередной круг мытарств жительницу Астаны Антонину НАЗАРКО, доказывающую, что производившая ей массаж медсестра сделала ее инвалидом.
- 14 профессоров и доцентов Казахстана и России и две компьютерные томографии указывали на перелом либо вывих шейного позвонка, а государственные эксперты упрямо твердили, что у мамы всего-навсего обострение остеохондроза, - сокрушается Владимир НАЗАРКО, сын Антонины. - В итоге ей так до сих пор и не дали инвалидность, и никто из виновных не понес никакого наказания: ни за отнятое у нее здоровье, ни за ложные экспертные заключения.
Прежде чем искать ответ на вопрос, почему подобные “дела судмедэкспертов” спускают на тормозах, приведем еще один яркий пример “служения истине” рыцарей экспертной службы.
22 июня 2009 года жители Алматы отец и сын КОВАЛЬЧУКИ сидели у себя во дворе на лавочке. Местная шпана, изрядно подогретая алкоголем, напала на них без всякой причины: шестидесятилетнего Александра Михайловича резким ударом свалили на землю, стали бить ногами. Вступившийся за отца Юрий тоже был избит молодчиками. Когда приехала “скорая”, старший Ковальчук был уже мертв.

Произведя вскрытие, экс­перт Алматинского филиала ЦСМ Андрей ПАК усмотрел причину смерти Ковальчука в… хроническом заболевании сердечно-сосудистой системы. Понятно, что родственники погибшего, убитого на глазах собственного сына и многочисленных соседей, не согласились с подобным заключением. Полгода ушло на то, чтобы добиться повторной экспертизы, но комиссионная экспертиза под председательством директора Алматинского филиала Нурлыхана ЕРЕЖЕПОВА только подтвердила выводы предшествующей, тем самым подарив следствию возможность без ущерба для своей репутации закрыть дело. Преступники продолжали разгуливать на свободе, и кто знает, сколько бы еще продолжался этот правовой цинизм, не обратись родственники к независимой экспертизе.
- Мы обнаружили то, чего “не заметили” государственные экс­перты: перелом ребер, множественные повреждения тела и внут­ренних органов, перелом шейных позвонков, кровоизлияние в области солнечного сплетения - и пришли к заключению, что смерть Александра Ковальчука наступила от травматического шока, - говорит независимый судмедэкс­перт Нурсипат НУСУПБАЕВ. - Признаков заболевания сердца нами не было установлено, и сразу после вскрытия - 21 февраля 2011-го - мы передали тело потерпевшего его родным.
А до этого оно пролежало в морге Алматинского филиала год и два месяца! Несмотря на то, что по правилам производства экспертизы в РК хранение трупов в морге после исследования не должно превышать трех суток.
- Я так и не понял, зачем понадобилось столько времени держать тело в морге, что они там с ним делали? - возмущается Юрий Ковальчук. - Уголовное дело по факту гибели отца теперь наконец возбуж­дено, но волокита продолжается: у следователя, уже пятого по счету, то аттестация, то отпуск, то больничный, а преступники упиваются собственной безнаказанностью.

У этих трех разных историй есть общая особенность: потерпевшие в них пострадали дважды - сначала от рук преступников и медработников, а затем от недобросовестных судмедэкспертов. Но если первых, пусть невероят­ными усилиями, еще можно привлечь к суду, то заставить ответить по закону медиков, давших ложное заключение, - гиблое дело!
- Я ответственно заявляю, что вся наша государственная экспертная служба превратилась в коммерческую организацию и фактически “слилась” с правоохранительными органами, - утверж­дает юрист-правозащитник, судмедэксперт Гусейн НАСЫРОВ. - И если экс­перты были всегда готовы дать “нужное” заключение, то теперь настал черед полиции выводить из-под удара “своих” - иначе как объяснить эти приостановления? Только после моего обращения в МВД министр Калмуханбет КАСЫМОВ дал указание о возобновлении производств по двум делам. Есть вопросы и к Министерству здравоохранения. В бытность г-на Ескулова директором Жамбылского филиала ЦСМ за дачу заведомо ложного заключения были осуждены два эксперта: Серик МАМАДИЯРОВ и Даулет АРЫМБАЕВ, после чего их шеф, между прочим и сам неоднократно дававший неверные заключения, стал… главой всей экспертной службы Казахстана! И теперь, являясь фигурантом уголовного дела, он даже не отстранен от должности. Выходит, Минздрав устраивает такой руководитель! Кстати, таразские эксперты, получив судимость, тоже пошли вверх по карьерной лестнице: Мамадияров, который еще и на взятке (переквалифицированной в мошенничество) попался, теперь главный врач детского противотуберкулезного санатория в Рыскуловском районе, а Арымбаев стал заместителем главврача областной туберкулезной больницы.

Галина ВЫБОРНОВА, тел. 8-7013757573, e-mail: vibornova@time.kz, фото Романа ЕГОРОВА, Тараз - Талдыкорган - Алматы - Астана

Поделиться
Класснуть