15079

СПИД - из избы

Сакен КАНЫБЕКОВ:
Люди, живущие с ВИЧ, должны раствориться в толпе и тихо ходить, не привлекая к себе внимания

Войну президенту общественного фонда “Защитим детей от СПИДа” Жаннете ЖАЗЫКБАЕВОЙ объявил заместитель акима Южно-Казахстанской области Сакен КАНЫБЕКОВ, призвав себе в соратники сотрудников правоохранительных органов. На стороне его противницы лишь мамы ВИЧ-позитивных детей, чьи интересы она отстаивает.

Похоже, что покончить с Жаннетой как с президентом НПО большой начальник решил всерьез. По крайней мере, нотки негодования и даже неприкрытой враждебности то и дело слышались в нашем с бастыком разговоре, как только речь заходила о Жазыкбаевой.
- Достала она, - кипятится зам­акима. - Постоянно пытается из любого пустяка раздуть скандал. Прессу поднимает. На всю страну нас поносит. На днях совещание было в акимате с участием правоохранительных органов. Там я открытым текстом сказал, что в конце концов с нею надо разобраться.
К слову, на том же совещании замакима порекомендовал “разобраться” и с журналистами, слишком отзывчивыми на призывы Жазыкбаевой. Возмущение чиновника понять можно, ведь только за последние два месяца президент фонда “Защитим детей от СПИДа” оказалась в центре трех скандалов. Так, в октябре Жазыкбаева встала на защиту двух первоклашек, изгнанных из частной гимназии из-за их ВИЧ-статуса (см. “Осторожно: Вирус Идиотизма Человека”, “Время” от 9.10.2012 г.). Потом была история со школьницей из Казыгуртского района, которую педагоги заставили принести отдельную посуду, опасаясь, что остальные дети при пользовании общими столовыми приборами могут от нее заразиться ВИЧ (см. “Всё своё носи с собой?”, “Время” от 16.10.2012 г.). А уже в ноябре в Шымкенте разразился новый скандал вокруг 12-летнего мальчика, у которого месяц назад вдруг обнаружили ВИЧ в третьей стадии (см. “Детская неожиданность” и “Горечь заражения”, “Время” от 3.11. и 10.11.2012 г.). Тогда родители подростка и Жазыкбаева высказали предположение, что ребенок стал еще одной жертвой внутрибольничного заражения детей ВИЧ, произошедшего в 2006-2007 годах в регионе.
- Взять ту же историю с частной гимназией, - продолжает Каныбеков. - Зачем ей надо было выносить сор из избы? Такие вопросы решаются тихо, аккуратно, а она взяла и подняла шумиху. По-любому детей мы пристроили на учебу. Зато теперь родители из частных школ могут задуматься: “Вдруг и в нашей школе такой ребенок учится?” Что потом начнется и оно нам надо?! Я так думаю: люди, живущие с ВИЧ, должны раствориться в толпе и тихо ходить, не привлекая к себе внимания, а она, наоборот, тиражирует скандалы и злит всех. Она тем самым себя рекламирует.

Чиновник пророчит, что если и дальше так пойдет, то не исключено, что смутьянов начнут бить по карману: прекратят выплачивать из областного бюджета пособия родителям детей, ставших жертвами внутрибольничного заражения, а это от 24 до 34 тысяч тенге ежемесячно.
- Ни в одной области да и ни в одной стране не выплачивают такие деньги, - говорит Каныбеков. - Мы ведь можем и пересмотреть законность выделения этих пособий. Если копнуть, то правового документа, на основании которого выдаются эти компенсации, до сих пор нет. Это было волевое решение. Приехали, дали поручение (ситуацию с расследованием заражения детей ВИЧ контролировал лично Нурсултан НАЗАРБАЕВ и для выяснения всех нюансов этого скандала даже специально в сентябре 2006 года прилетал в Шымкент. - З. М.), и мы стали выплачивать.
Вопрос финансов красной нитью шел на протяжении всего нашего разговора с замакима. Чиновник заявил, что, по его мнению, истинная причина фрондерства Жазыкбаевой кроется в отказе властей финансировать возглавляемую ею НПО.
- Она ничего не делает, только хочет, чтобы мы ей деньги давали, - сетует Сакен Асембекович. - Думала, что, как при прежнем акиме области ШУКЕЕВЕ, в ее фонд будут вливаться миллионы, а она будет самовольно ими распоряжаться. Нет, не выйдет! Нужно работать. Участвовать в тендерах, выигрывать конкурсы. Я ей открыто говорил: “Слушай, дорогая, ты участвуй в тендерах. Мы даже пролоббируем тебя. Бумаги поможем сделать”. Так она же не хочет! Зато скандалы устраивать мастерица.
Государственный муж так распалился, что в порыве откровения выпалил, что ни НПО, возглавляемая Жазыкбаевой, ни она сама никому не нужны. Ведь ничего, кроме неприятностей, они не приносят, по крайней мере, чиновничьему люду. По твердому убеждению зам­акима, Жазыкбаева собрала вокруг себя группу мятежников и те по ее наводке стремглав бросаются в бой, а между тем у многих из них рыльце в пушку.
- Я в лицо знаю этих “активистов”, - откровенничает Каныбеков. - Среди них есть те, кто сдал детей в детдома, получая при этом пособия на них, и эти люди вместе с Жаннетой качают свои права… И вообще посредники в лице Жаннеты мне не нужны. Родители практически каждого ВИЧ-ребенка знают мой телефон и в любой момент могут обратиться ко мне с любой просьбой, а с Жаннетой дел иметь не хочу!

В завершение нашей беседы заместитель акима попросил сохранить все сказанное в тайне. Да простит меня чиновник, я не только не выполнила его просьбу, но даже поинтересовалась у Жазыкбаевой, чем же она так обидела большого начальника.
- Все очень просто, - объясняет Жаннета. - На протяжении трех лет родители зараженных детей жаловались на то, что аким области Аскар МЫРЗАХМЕТОВ лишь один раз встретился с ними и толком ничего не решил, тогда как его предшественники постоянно принимали активное личное участие в судьбе ВИЧ-инфицированных детей. К нашей всеобщей радости, в августе этого года сообщили, что Мырзах­метов готов с нами поговорить обо всех проблемах. Каково же было разочарование, когда вместо главы области на встречу пришел его зам - Каныбеков. Оскорбленные обманом матери зараженных детей вышли из зала заседаний. Я думаю, что это сильно ударило по самолюбию Сакена Асембековича. Наверное, он посчитал, что все это организовала я. Хотя на самом деле это не так. Меня на этой встрече даже не было.
Президент фонда “Защитим детей от СПИДа” говорит, что обвинения Каныбекова в бесполезности и бездейственности ее НПО необоснованны. В доказательство своей правоты женщина показывает кучу наглядных материалов, фотоотчетов и других документов, свидетельствующих о бурной деятельности фонда. Здесь и участие в международных проектах, и работа совместно с ЮНИСЕФ, ПРООН и республиканским СПИД-центром, отчеты о многочисленных акциях, конкурсах, спортивных, культурных мероприятиях и флешмобах, посвященных проблемам ВИЧ. Однако самой главной своей победой Жаннета считает, что юные члены НПО, а это ВИЧ-инфицированные подростки, не только научились жить со своим недугом полноценной жизнью, но и помогают другим ребятам адаптироваться в сегодняшнем мире.
- При этом мы никогда не ходили в акимат с протянутой рукой, - говорит женщина. - Выкручивались сами. Лишь однажды я попросила Каныбекова помочь с ремонтом офиса, ответ был отрицательным. Да и с тендерами все не совсем так, как преподносит Сакен Асембекович. Мы неоднократно принимали участие в конкурсах по госзакупкам, но выиграть их нереально. Тендеры берут все время одни и те же НПО, причем среди них немало тех, которые возглавляют чиновники и специалисты из системы здравоохранения.

В доказательство своих слов Жаннета демонстрирует кипу документов, подготовленных ею для участия в последнем тендере. Фонд “Защитим детей от СПИДа” подал заявку на участие в 12 лотах и ни одного не выиграл. Однако больше всего Жазыкбаеву задели слова Каныбекова о том, что активистки НПО сдали своих ВИЧ-инфицированных детей в детдома.
- Это возмутительная неправда, - негодует Жаннета. - Лишь одна мама из Махтааральского района сдала своего сына в детдом, и сделала она это под давлением свекра и свекрови. Кстати, принимать участие в жизни нашего фонда она не может, так как живет далеко от Шымкента и занята заботами о детях, муже и его родителях.
Согласно статистике, с начала ВИЧ-эпидемии кроме этого малыша на попечении государства находилось четверо инфицированных детишек. У двоих мамы умерли. Еще двоих деток усыновили. Причем одну ВИЧ-позитивную девочку удочерила женщина, уже воспитывающая ребенка, зараженного ВИЧ во время вспышки 2006 года.
- Что же касается саморекламы, то если такой высокопоставленный чиновник считает, что защита ВИЧ-инфицированных детей от дискриминации - это самопиар, то мне нечего сказать. Как руководителю фонда мне пришлось взять огонь на себя. Ведь говорить в открытую о своих проблемах наши мамочки не хотят, так как боятся, что потом окружающие их детей сделают изгоями. За примерами далеко ходить не надо... Не можем мы, следуя желаниям Каныбекова, раствориться в толпе и молча сносить все беды и унижения. Хочет Сакен Асембекович или нет, но я буду защищать права детей, которые, как сказал президент Назарбаев, из-за головотяпства медиков лишились права на жизнь.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть