11274

Как мухи на медь

С охраняемой железнодорожной станции бесследно исчезают целые составы с подземными сокровищами

Небольшой промышленный городок Жезказган гудит словно растревоженный улей: десятки полицейских и высокопоставленных железнодорожников начали совместное расследование хищения медного концентрата, принадлежащего корпорации “Казахмыс”. По данным следствия, “в ночь с 13 на 14 ноября неизвестные похитили со станции Жезказган около 123 тонн медного концентрата на общую сумму порядка 277 миллионов тенге”.

Первыми недостачу обнаружили сотрудники департамента внутреннего контроля АО “Казах­мыс” и полицейские местного УВД. На 7-м пути станции Жезказган, где стоял состав с 19 полувагонами, груженными медным концентратом, принадлежащим корпорации, в 12 из них были явно заметны следы хищения медного порошка. Для раскрытия этого преступления создана специальная следственная бригада, ею руководит один из опытных сыщиков - первый замначальника ЛУВД станции Караганда-Сортировочная Рустем АБЕУОВ.
- Поступило сообщение, что выявлена недостача медного концент­рата весом около 123 тонн. Это порошок, который перерабатывают на предприятии и извлекают из его состава медь, марганец, другие драгоценные металлы. Груз исчез ночью, мы назначили ряд экспертиз. Проблема в том, что плохо охраняется груз - на железной дороге работает много охранных структур, но, к сожалению, действенной и слаженной работы у них нет, - рассказывает полковник Абеуов.

Вообще-то такие кражи случаются очень редко и только на станциях. В пути следования разгрузить порошок невозможно - он попросту разлетится по ветру. Злоумышленники хотят заработать много и сразу - по одной из версий, стоимость похищенного медного концентрата порядка 270 миллионов тенге. Правда, в этом случае нужно иметь точки сбыта: медный порошок - довольно специфический товар, и продать его нелегко. Иногда подобные кражи случаются по халатности железнодорожников, особенно всевозможных охранных структур в составе национального перевозчика. Предприятие платит немалые деньги за железнодорожные услуги, включая стоянки на станциях и хранение груза. По техническим требованиям вдоль железнодорожной ветки оборудовано несколько тупиков для загрузки и разгрузки, формирования составов и т. д. На каждой крупной станции (а Жезказган относится к их числу) есть своя служба охраны. Но почему-то, когда начинается разбор полетов, “никто ничего не видел”.
Между тем медь на сегодняшний день товар ходовой.
Медный концентрат и диоксид кремния, так называемый флюс, переплавляют и получают штейн, состоящий из меди, железа и серы. Часть серы в концентрате объединяется с кислородом и образует отходящий газ, состоящий из диоксида серы, кислорода, воды и азота. Оставшийся материал, собственно штейн, содержит 40-60% меди. При образовании листов меди в примесях остаются золото и серебро.

Жезказган - крупнейший регион, где добывается и обогащается руда. Здесь работают семь рудников и три обогатительные фаб­рики. Большинство местных жителей трудятся на предприятиях корпорации и железной дороге. Причем зарплата существенно разнится. Если рядовой шахтер комбината получает около 300 тысяч тенге, то зарплата начальника смены вокзала Жезказган - всего около ста тысяч. Неудивительно, что и среди местного населения находятся охотники заработать криминальным путем. Как часто бывает в таких случаях, речь идет о групповых организованных преступлениях.
Подумайте сами: может ли вор-одиночка за ночь незаметно для окружающих вывезти с круглосуточно охраняемой территории вокзала 12 грузовиков медного концентрата? Разумеется, нет. Спрашивается: куда в таком случае смотрели сотрудники всевозможных охранных фирм, заламывающие за свои услуги по сопровождению и охране грузов немалые деньги? Чем занимались руководители железнодорожной станции, если у них под носом можно запросто обчистить 12 груженых вагонов? Где в это время находились сотрудники службы безопасности станции, стрелочники, машинисты маневровых тепловозов и их помощники? Почему въезд со стороны предприятия “Казахмыса” оборудован системой видеонаблюдения, а на противоположной стороне станции таких камер нет?
Ответы на эти и другие вопросы на засыпку предстоит найти следствию.

Как выяснилось, собственное расследование начали и руководители карагандинского отделения АО “НК “КТЖ”. Их тоже интересует, как со стратегического объекта мог исчезнуть целый эшелон медного концентрата. Следователи прямо не говорят, что к этой краже могут быть причастны железнодорожники. Однако и без официального комментария правоохранителей нетрудно догадаться: без участия работников железнодорожной станции 12 грузовиков с медным порошком не умыкнешь.
Рядовые работники станции Жезказган шокированы случившимся.
- Я больше 12 лет отдала железной дороге, родилась в семье железнодорожника, - говорит работница станции Гуля, просившая не называть ее фамилии. - В эту ночь, когда пропал груз “Казахмыса”, на станции работала другая смена, но полицейские начали допрос с нас. Приехавшая из ЛУВД на станции Караганда-Сортировочная следственная бригада часами допрашивает нас с явным подозрением, будто бы я лично вывезла этот медный концентрат со станции! Но я даже не знаю, как он выглядит! Да и работа моя не связана с путями - сижу в кабинете в здании вокзала...
Ее коллега Лиза тоже ничего не видела:
- Мне показывают картотеку каких-то зэков, спрашивают, кого из них я видела и знаю. Никого я не видела, никаких зэков не знаю! Понимаю, у нас случилось ЧП. Но лично мне непонятно, почему именно мы так заинтересовали полицию. Есть работники охранных структур, ответственные работники станции: почему их не вызывают?
Следователи между тем просят набраться терпения.
- У нас есть рабочие версии этого преступления. Началась проверка работников железной дороги, других подозреваемых, в том числе и ранее судимых за аналогичные преступления. Уже есть определенные наработки, однако в интересах следствия деталей назвать пока не можем. Подробности узнаете, когда расследование будет завершено и уголовное дело передадим в суд, - резюмировал Рустем Абеуов.

Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz, фото автора, Алматы - Жезказган

Поделиться
Класснуть