5629

Искусство принадлежит Минкульту?

Ближе к концу года принято подводить его итоги. В этот раз следует поторопиться - все-таки майя предсказали, что 21 декабря будет конец света (надеюсь, он пойдет нам на пользу). Поэтому искусствовед, экс-директор Центра современного искусства Валерия ИБРАЕВА (на снимке) решила уже сейчас инвентаризировать уходящий Год культуры в нашей стране. Тем более что он получился достаточно насыщенным - не культурная революция, конечно, но нам ведь и не нужны революции.

- Как это ни странно, Год культуры заметен, - говорит Валерия Валентиновна. - Такое впечатление, что наша страна почувствовала ревность к иностранным спонсорам после серии выставок искусства Казахстана в прошлом году. В Алматы - финансируемых Гете-Институтом, в Лондоне - российским фондом VTB Capital, в Венеции - голландским фондом Хивос. Можно перечислить довольно важные и большие местные события этого года - невероятная, потрясающая выставка французского искусства в музее Кастеева, международный фестиваль street art “АртБатФест”, организация арт-площадок (это такие районные фестивали всего-всего-всего). Наконец, 10 ноября начался молодежный фестиваль под пафосным названием “Талантам покоряются века”, организованный президентским фондом. Все перечисленные события проводились в Алматы, в Астане же кроме плановых музейных событий в рамках Года культуры прошла выставка “Арт Дала”, что, разу­меется, маловато для столицы.
Конечно, есть опасения, что это разовые мероприятия. С другой стороны, можно заметить, что Минкульт и Алматинский акимат начали сотрудничество с какими-то общественными институциями, что похвально и, возможно, имеет перспективы на будущее. Известно, например, что государственные деньги будут вновь привлечены для организации уже 4-го фестиваля “АртБатФест”.

- Вокруг столичной выставки случился скандал - кое-какие работы, не вписывающиеся в гармоничную картину астанинского мировоззрения, просто “попросили”. И зачем тогда экс­позиция собиралась?
- Ну собиралась-то понятно зачем - все тот же Год культуры. Однако - и слава богу - выставка была названа без особого пафоса - “Арт Дала”. Не скажу, что в этом названии заложена какая-то особая концепция, но и на том, как говорится, спасибо Министерству культуры и информации. На чисто практичес­ком уровне это была четкая, компактная экспозиция, сочетающая все современные виды и жанры современного искусства: живопись, скульптуру, видео, фотографию, инсталляцию, перформанс. Не все работы были равноценны, но общее впечатление какой-то невероятной мощи, достигнутое в основном благодаря крупному модулю работ, точно соответствовало громадному пространству зала “Корме”. Я, кстати, была впечатлена этим пространством - оно идеально для организации больших международных экспозиций. По-видимому (и к сожалению), зал чаще используется для другого рода выставок - так, во время открытия “Арт Далы” в этом же помещении проходила ярмарка косметики. С одной стороны, это сочетание выглядело довольно странным, с другой - дало большое количество зрителей, случайно забредших к художникам в поисках туши для ресниц, губной помады и очищающих гелей. Таким образом, косметические бренды вступали в конкуренцию с именами казахстанцев, которые давно являются вполне конкурентоспособными на мировой художественной сцене, - АТАБЕКОВ, АХМЕДЬЯРОВ, БАЯЛИЕВ, СИМАКОВ, ШАЛБАЕВ
Изгнали работу Ахмедьярова: одна часть - портрет трех казахских батыров в полной боевой экипировке, вторая - те же, но только в одежде мусорщиков. Батыров, кстати, и подвергли изгнанию, по-видимому, опасаясь оскорбить тонкие чувства покупателей косметики. Вывод, который здесь можно сделать, - считать наших мусорщиков батырами, которые, несмотря на отрицание их очевидного существования, продолжают героически убирать улицы…
А с другой стороны, совсем небольшая работа Симакова, посвященная бойне на “Аркан-Кергене”, - серия фотографий битвы игрушечных динозавров висела на самом видном месте. Таким образом, логика наших пространств и амбиций остается по-прежнему непостижимой. Хотя сам факт организации выставки Минкультом - это очень большое событие.

- Кстати, о Министерстве культуры. Во Франции оно есть, в США нет. А нам оно нужно?
- Система Министерства культуры - это тяжкое наследие советской власти, тем не менее моделировавшее систему управления по европейской модели. Если все же мы продолжаем наш “путь в Европу”, то я за сохранение Минкульта с условием, что оно будет поддерживать и развивать местный художественный процесс, например, организовывать те же выставки, а не заниматься бессмысленными приглашениями вышедших в тираж престарелых европейских звезд. Не могу не сказать, что некоторые культурные проекты в США также получают государственную поддержку, хотя, конечно, основной опорой культуры и искусства в Америке является бизнес. У нас тоже есть такой бизнесмен - Нурлан СМАГУЛОВ, но он всего один, а надо, чтобы было много, поскольку поддержку от бизнеса получают проекты, которые отвечают вкусам конкретного бизнесмена. Это скорее хорошо, чем плохо, потому что частные деньги могут тратиться на частные вкусы. Министерство же не должно отвечать ничьим частным вкусам, даже президентским, оно должно опираться на систему экспертизы и давать гранты на развитие вне зависимости от чьих-то пристрастий. То, что может себе позволить частный коллекционер, например, игнорировать работы, осмысляющие острые проблемы современности, не может себе позволить государство, иначе оно потеряет большой кусок истории страны. Кроме того, бесконфликтного искусства не бывает по определению. Поэтому, если наше государство желает иметь в своей стране настоящую, а не суррогатную культуру, оно должно профессионально оценивать саму сущность искусства. Для этого, на мой взгляд, и существует Министерство культуры.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Абилсаита АТАБЕКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть