24369

Серик СЕЙДУМАНОВ: У меня тоже порой возникает протестное настроение

Почему в уходящем году в Алматы лишились своих кресел сразу 28 главных врачей клиник? Знает ли аким южной столицы Ахметжан ЕСИМОВ о том, что тысячи горожан крайне недовольны работой нынешней зимой коммунальных и дорожных служб, не справляющихся с расчисткой улиц от снега? На эти и другие вопросы в интервью газете “Время” ответил заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке).

- Серик Турарович, в начале этого года управление здравоохранения Алматы возглавила Роза КУАНЫШБЕКОВА. С ее приходом были заменены 28 главврачей медучреждений города. Во врачебных кругах такие пертурбации уже окрестили большой чисткой.
- Когда я впервые от вас услышал эту цифру - сам удивился. Поэтому решил разобраться. И вот что выяснилось. У нас большое количество главврачей пенсионного и, если можно так выразиться, постпенсионного возраста - 15 человек. Так вот, 11 из них в 2012 году ушли на заслуженный отдых, еще четыре человека продолжают работать.

- Среди ушедших - Василий ДЕВЯТКО. После распада СССР он долгое время работал министром здравоохранения республики. Неужели его опыт не позволял и дальше руководить диагностическим цент­ром?
- Мы не хотим и не будем разбрасываться опытными людьми. 68-летний Василий Николаевич сейчас на другой работе - возглавляет наблюдательный совет четвертой горбольницы. А Александру ДЕШЕВЫХ (прежний глава транспортного предприятия городской скорой медпомощи. - В. Б.) уже 71... Мы по закону не можем долго держать сотрудников пенсионного возраста. Кстати, на высвободившиеся места мы перевели восемь главврачей из других учреждений.
Вот так в общей сложности сменилось 19 человек. Еще шесть человек оставили свои должности по собственному желанию. Из них троим мы предложили работу - равноценную или на повышение. Один главврач, к сожалению, скончался, двое были уволены приказом.

- А за что были уволены еще двое руководителей?
- Нурлан ТУРДАЛИН освобожден от должности главврача кардио­центра за то, что не использовал медтехнику стоимостью один миллион долларов. Он оспорил увольнение, на днях выиграл суд первой инстанции. Возглавлявшая центр паллиативной помощи (хоспис) Анархан НУРКЕРИМОВА, к сожалению, повела себя неэтично по отношению к НПО, которое занимается больными детьми. Была жалоба. Пришлось уволить.

- Говорят, что некоторые уволились по собственному желанию, поскольку не захотели работать под начальством Розы Куанышбековой…
- Да, есть такие. Вот бывший главврач перинатального центра Эльмира ЖАКАШЕВА. Ей предложили на выбор должность зам­начальника городского управления здравоохранения или главврача нового центра перинатологии. При встрече со мной Жакашева заявила, что хочет работать только на старом месте. Но ведь так нельзя… В итоге мы назначили на ее должность Виктора БЕЛОЦЕРКОВСКОГО. Кстати, с его приходом в клинике улучшились показатели. Видимо, каждые лет пять надо ротацию кадров проводить. Жанат БАЙГАЛИНА, к слову, лишилась должности директора Центра перинатологии и детской кардиохирургии…

- …где меньше чем за пять месяцев умерли 60 младенцев.
- Уволилась и главврач “скорой” Айгерим БЕРДЕНОВА

- …заместитель которой Алма БАДУАНОВА в прошлом году 180 раз добиралась на работу на неотложке. Обо всех этих некрасивых историях рассказывала наша газета.
- Мы внимательно следим за вашими публикациями. Если есть объективные основания - принимаем меры.

- Но кроме главврачей в этом году в самом управлении здравоохранения семь человек уволились или были уволены.
- Да. По разным причинам. Например, много претензий было к бывшему начальнику отдела лекарственного обеспечения и медицинской техники горздрава Ларисе КУЗНЕЦОВОЙ. Дело в том, что был ряд, мягко говоря, непонятных закупок по тендерам, когда приобреталось не самое востребованное оборудование. В результате Кузнецова уволилась по собственному желанию.

- А ведь я еще в 2008 году писал, что при Кузнецовой город купил массу незарегистрированного и ненужного медоборудования (см. “Аппаратные игры”, “Время” от 27.8.2008 г.)! А на замглавы горздрава Эльмиру САТБАЕВУ финпол возбуждал уголовное дело, и ее преследование было прекращено лишь в связи с амнистией. Хотя она еще долгое время работала.
- Да, в отношении нее было представление финпола. И я писал письмо, что на каком-то этапе преждевременно ее увольнять. Исходил из того, что, во-первых, у человека должно быть право доказать свою невиновность, а во-вторых, в тот период у начальника горздрава из трех замов двое ушли. Если бы уволили Сатбаеву, встал бы вопрос о дееспособности управления. Как только зама нашли, мы уволили Сатбаеву по статье.

- В этом году ваша сноха Гульнар ХАМЗИНА возглавила детский противотуберкулезный санаторий. А ваш родной брат Манат СЕЙДУМАНОВ работает главврачом больницы скорой неотложной помощи (БСНП). Говорят, что и другие ваши родственники трудятся в системе горздрава. А ведь именно эту сферу вы, Серик Турарович, и курируете как заместитель акима…
- Я понимаю, на что вы намекаете. Во-первых, Гульнар и Манат - медики и успешные менеджеры, и в этом смысле даже не они мне, а я им мешаю. Потому что, если бы они были плохими руководителями, вы бы уже имели большое количество жалоб на них. Кстати, третий мой родственник - брат Султан Сейдуманов - трудится в сфере образования, сейчас возглавляет республиканский медколледж. Других родственников-медиков у меня нет.

- К слову, о БСНП. Больница эта новая, но, говорят, уже в бедственном положении из-за больших финансовых проб­лем.
- Да, проблемы есть, но несущественные. В течение декабря, я думаю, они решатся. Больница оказывала спектр услуг, финансирование которых не было заложено. Например, по вскрытию, услуги морга и т.д. На это клиника тратила миллионы тенге, но не могла не оказывать эти важные услуги в силу их востребованности - поймите правильно.
Подобная проблема и в лечебно-диагностическом центре, задолженность которого с 10 миллионов тенге выросла до 100. Сейчас мы ищем пути ее решения.
Недавно было совещание по всем лечебным учреждениям, имеющим проблемы с финансированием. По БСНП мы нашли пути.

- Какие? Просто вкачаете больше бюджетных денег?
- Нет. Есть много способов. Например, направим туда больше пациентов, чтобы больница за них больше получила денег.

- Серик Турарович, давайте сменим тему и поговорим об интернате №8, в котором недавняя проверка прокуратуры выявила серьезные проблемы (см. “Опекали не по-детски”, “Время” от 6.12.2012 г.). Как это понимать: на момент утренней проверки воспитатели не могли сказать, куда подевались 64 ребенка?
- Мы разобрались. Дело в том, что часть воспитанников, живущих там, лечатся и учатся за пределами интерната. Проверяющие из департамента по правам детей не пошли по спальням проверять детей, а пришли на зав­трак. А там не было многих детей, потому что они завтракают в учебных учреждениях. Считаю, проверяющие должны делать свою работу как следует, а не просто выдавать шокирующие цифры, за которыми нет понимания ситуации.
Вы также сообщили, что 1,6 миллиона тенге из фонда зарплаты перечислялось на не работающих там людей. Разобрались. Эту зарплату два года получал программист. Просто он не был оформлен должным образом, и формально деньги за него получали другие люди.

- А зачем в интернате программист?
- Он нужен. Там держат специалистов по потребностям.
Вы также писали, что четыре девочки забеременели. Им от 15 до 18 лет. Две из них вышли замуж. Да, проблема раннего полового созревания существует. И не только в этом интернате, но и в целом по городу и стране. Но уследить за подростками в таком возрасте сложно.
Согласен, в интернате есть проблемы с дисциплиной, воспитанием и финансовыми отношениями, но они не приобрели масштаба ЧП. Кстати, мы до сих пор не получили представления прокуратуры по итогам проверки. Придет бумага - примем меры.

- Мы об этом не писали, но, между прочим, в интернате №8 есть воспитанник, который находится в уголовном розыске.
- Вполне возможно. Мы благодарим за то, что вы обратили внимание на эти проблемы.

- Серик Турарович, вы говорите, что Алматы перестал был протестным городом (см. “Провокаторов мы знаем!”, “Время” от 15.12.2012 г.). Но я так не считаю. После обильного снегопада 1 декабря едва ли найдется алматинец, не помянувший власти последними  словами: тротуары не чищены, дороги, за исключением основных магистралей, во власти снежно-ледовых глыб…
- Я тоже езжу по этим дорогам, и у меня тоже возникает протестное настроение. Проблема, к сожалению, есть. Уборка снега, выпавшего 1 декабря, сильно затянулась. Это факт.

- Когда глава горуправления природных ресурсов Алтай РАХИМБЕТОВ заявил, что снег уберут к 11 декабря, многие были возмущены. Но даже к этой дате чуда не произошло, и на улицах оставались горы снега. А аким города Ахметжан Есимов знает, что в его адрес  тысячи нареканий от горожан?
- Аким все прекрасно понимает. Он дал поручение взять на контроль ситуацию с уборкой улиц и заниматься этим в первую очередь. Указанные сроки не удовлетворяли ни вас, ни нас.
С одной стороны, такого снега давно не было - местами 78 см выпало! С другой - это чрезвычайная ситуация, на которую надо было реагировать чрезвычайными мерами. Думаю, проблема вскоре будет решена. Если нет, к виновным примут меры.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть