9069

Чиновники просят больше, чем могут пережевать!

143 миллиарда тенге не освоено местными бюджетами по состоянию на 1 ноября 2012 года. По этому, и не только, поводу гневался президент на недавнем совещании с акимами. Экс-глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а ныне мажилисмен Омархан ОКСИКБАЕВ (на снимке) в интервью нашему корреспонденту рассказал, откуда берутся такие бюджетные “хвосты”, тянущие отечественную экономику вниз.

- Омархан Нуртаевич, как вы считаете, в чем причина медленного освоения бюджетных средств на местах?
- Главная причина неосвоения - это издержки планирования, когда мы запрашиваем больше, чем можем “переварить”. Механизм использования бюджетных средств разрабатывается только после того, как деньги уже поступили. Вроде как цели и задачи поставили, деньги заложили, а порядка их применения нет. А “вдогонку” освоить не получается. Это прямая вина администраторов бюджетных программ, которые подают необоснованные бюджетные заявки и не несут потом никакой ответственности, потому что таковая не предусмотрена в нашем законодательстве.  

- Почему этот вопрос никто не поднимает?
- Будучи главой Счетного комитета, я предлагал ввести хотя бы дисциплинарную ответственность за необоснованные бюджетные заявки, которые порождают “мертвые деньги”. Прежний премьер-министр Карим МАСИМОВ угрожал министрам и акимам: мол, накажу. Да и нынешний - Серик АХМЕТОВ - недавно предупреждал. Но я пока не вижу ни одного министра или акима, которые за неосвоение ответили бы по заслугам! А ведь это важно - остатки бюджетных средств означают, что деньги не сработали на экономику страны.  

- Давайте говорить конкретно.
- Хорошо. Начнем с главного города страны. По данным Минфина, на 1 октября 2012 года в свободных остатках по Астане было почти 32 миллиарда тенге, из них по целевым трансфертам - почти 12 миллиардов. По состоянию на 1 октября по Астане самое низкое освоение - 89,5 процента. Для сравнения: Карагандинская область “пережевала” уже 99,9 процента бюджетных средств, Актюбинская - 98,2 процента. Эти регионы в числе лидеров.
К слову, Астана вообще не ощущает дефицита финансирования. В прошлом году Счетный комитет проверял результаты госпрограммы развития столицы. Выяснилось, что это единственная госпрограмма, по которой финансирование превысило запланированные средства. Если другие программы обеспечивались на 70-80 процентов, то столичная - на 130 процентов! То есть город получает деньги сполна.

- И при этом не все осваивает…
- Да, деньги не достигают окончательной цели. Например, школы, больницы, детские сады не строятся вовремя, потому что внутри города уже негде строить. Все земли распроданы. Местные власти запросили деньги на строительство, а земли-то нет! Она кем-то выкуплена. Дело в том, что у нас до недавних пор не было генерального плана развития городов, не говоря уже о селах, а по некоторым их до сих пор нет. Эпизодично что-то планировали, а целостно - нет. Этим воспользовались прежние руководители - все распродали! И теперь хозяева земель, на которых хотят построить социальные объекты, запрашивают баснословные деньги. Например, купили “сотку” за 200 долларов, а продают за 20 тысяч долларов.  

- Президент высказал акимам возмущение по поводу роста тарифов на услуги монополистов.
- Судя по авариям, простоям, сбоям в коммунальном хозяйстве, деньги от роста тарифов не идут на модернизацию оборудования. В Казахстане нет нормы распределения прибыли для госюридических лиц. А в советское время была - в виде отчислений в фонд экономического стимулирования, из них 30 процентов шло на развитие производства, 20 - на техническое перевооружение, 20 - на материальное поощрение сотрудников, а все оставшееся - в фонд новых технологий. Сейчас этого нет. Мы развязали монополистам руки - обогащайтесь! Даже во Франции проводят временную национализацию предприятий, чтобы ввести определенный государственный контроль, поднять экономику. У нас же этих госпредприятий больше, чем частных, а нормативного контроля за распределением прибыли нет! Хуже того, наши топ-менеджеры заявляют, что им мало зарплаты в 1,5 миллиона тенге!

- Пока одни предприятия обогащаются, другие вынуждены закрываться из-за засилья импорта товаров из стран Таможенного союза. Насколько реально акимам контролировать импорт, чтобы не допустить деиндустриализацию в области, о которой также предупреждал президент.
- Да, отечественным товарам все сложнее пробиться на зарубежные рынки, а импортная продукция продолжает занимать лучшие полки на казахстанских витринах. Недавно я был в командировке в Алматинской области. В Ченгельды есть массив, где в год выращивают до 500 тысяч тонн лука. Раньше большая его часть поставлялась в Сибирь. Сейчас этот рынок закрыт! Производители несут убытки, не могут сбыть свой товар и вынуждены продавать лук не за 300 тенге, как ранее, а за 40! Почему мы не ищем рынки сбыта? Акимы в регионах этот вопрос не могут решить. Этим должны заниматься правительство и представители от Казахстана в Евразийской экономической комиссии. Они должны в регионы чаще выезжать, узнавать проблемы сбыта наших товаров, насколько они доступны к рынкам российских регионов. Может быть и такое: центр там декларирует одно, а в регионах свои правила. Думаю, чиновничий беспредел есть и там. Поэтому казах­станские представители в комиссии ТС должны открывать пути отечественным экспортерам. В приграничных областях растет количество зарегистрированных российских фирм, убегающих от высоких ставок налогов в своей стране. Регистрируя обороты в нашей стране, весь свой бизнес они делают в России. Акимам не надо контролировать импорт, это не их забота, им надо работать над созданием условий по росту производства конкурентоспособности продукции.

- А как открывать пути для инвестиций? Президент ругал акимов некоторых регионов за крайне низкий уровень притока инвестиций. Какие инвестиции нужны, например, Астане?
- Справедливости ради отмечу, в Астане определенный инвестиционный поток есть. Например, недавно открыли завод по выпуску электровозов, привлечены испанские и российские инвестиции. На мой взгляд, надо четко понимать, что Астане не нужны инвестиции для промышленного развития. Надо вкладываться в инфраструктурные проекты: по энергоснабжению, водоснабжению, очистке города, развивать сферу услуг, в особенности гостиничное хозяйство в контексте подготовки к EXPO-2017. Промышленные же инвестиции нужны городам, которые когда-то были крупными промрегионами, а сейчас лежат на боку! Например, Степногорск, Ерментау и другие. А ведь там огромный потенциал! Но это уже тема отдельного разговора.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть