38267

Доживём до понедельника

Итак, на днях в высших эшелонах власти страны произошли существенные кадровые перестановки, реорганизовано и оптимизировано сразу несколько госведомств (см. “Кадровый ответ”, “Время” от 17.1.2013 г). Что все это значит? На этот вопрос мы попросили ответить наших экспертов.

Директор группы оценки рисков Досым САТПАЕВ (на снимке) считает, что главная причина создания нового Министерства регионального развития - разбалансированность во взаимоотношениях центра и регионов:
- Создание этого министерства - реакция на появившиеся прорехи в вертикали исполнительной власти, когда центр и регионы стали существовать как бы в разных измерениях. В одном живет наше правительство, которое разрабатывает разного рода индустриально-инновационные и социально-экономические программы развития. В другом - акимы всех уровней и местные агашки, которые нередко ставят палки в экономические колеса, если не усматривают в новых проектах прямой связи со своими личными интересами.
По мнению Досыма Сатпаева, ситуацию усугубляет различие регионов с точки зрения как экономического развития, так и ментальности местных жителей.
Об этом, напомнил Сатпаев, шла речь на расширенном совещании президента с акимами городов и областей по вопросам развития регионов в конце 2012 года.
- Тогда прозвучало недовольство по поводу слабого участия регионов в реализации госпрограмм и привлечении инвестиций. И, судя по всему, для улучшения ситуации было принято решение создать орган, играющий роль “смотрящего” над регионами, где постоянно наблюдаются нарушения финдисцип­лины, бюджетного и иного законодательства, а также некачественное планирование использования целевых трансфертов, что, в свою очередь, приводит к росту социальной напряженности и конфликтности. Ситуацию усугубляют иждивенческие настроения местных исполнительных органов, которые, получая трансферты из республиканского бюджета, не спешат или элементарно ленятся использовать местный потенциал для развития отраслей экономики, - отметил политолог.

Идея создания Минрегионразвития вроде бы понятна и обоснованна, но станет ли ситуация в регионах принципиально меняться и, самое главное, когда это начнет происходить - большой вопрос.
- За последние годы какие только меры ни принимались для стимуляции регионального развития, - вспоминает Досым Сатпаев. - Это и программа создания кластеров, и оскандалившиеся социально-предпринимательские корпорации (СПК), похожие на “чемоданы без ручек”. Одной из серьезных причин провала идей СПК и государственно-частного партнерства была не всегда адекватная деятельность областных акиматов, на которых возлагалось не меньше ответственности по реализации данных проектов. Возник закономерный вопрос: как можно повысить конкурентоспособность всей страны, состоящей из неконкурентоспособных регионов?
- Было бы наивным ожидать появления позитивных результатов от деятельности нового министерства в ближайшее время. Более того, я даже не исключаю кулуарных конфликтов между новым ведомством и региональной элитой, которая в основном предпочитает больше оперировать местечковыми интересами, чем государственными, - резюмировал наш собеседник.
- Регионы становятся главным трендом казахстанской политической жизни. Это нашло свое отражение и в послании президента “Казахстан-2050”, и в принципах кадровой политики последнего времени. Во главе правительства сегодня стоит “региональщик” Серик АХМЕТОВ, его замом до недавнего времени был Крымбек КУШЕРБАЕВ (в минувшую среду назначен акимом Кызылординской области. - И.Х.), а теперь Бакыт­жан САГИНТАЕВ (с минувшей среды - глава Минрегионразвития и одновременно - первый вице-премьер правительства. - И. Х.) - управленцы с большим опытом работы в регионах, - считает в свою очередь политолог Андрей ЧЕБОТАРЕВ (на правом снимке).

Между тем аналитик Института политических решений Максим КАЗНАЧЕЕВ (на левом снимке) усматривает в создании Минрегионразвития очередную попытку противостоять коррупции:
- В течение последних полутора лет в Казахстане остро обозначились проблемы депрессивных регионов, возникла необходимость перепрофилирования моногородов, построенных вокруг больших предприятий. После завершения эксплуатации крупных месторождений, в частности в Карагандинской, Восточно-Казахстанской областях, население нужно будет обеспечивать работой. Однако усилий на уровне облакиматов для этого недостаточно. В то же время, когда проблемы моногородов начинают решать одновременно на уровне нескольких министерств, ведомств, акиматов, нацкомпаний, происходит серьезное распыление финансовых средств, теряется контроль над эффективностью использования ресурсов. Судя по всему, центр решил: сосредоточение ресурсов в одном ведомстве обеспечит большую прозрачность их использования и уменьшит коррупционную составляющую.
Большой разброс мнений вызвало у политологов новое назначение Марата ТАЖИНА, который сменил должность секретаря Совета безопасности на кресло госсекретаря.
Максим Казначеев считает, что идеолог возвращается к своему привычному занятию - выработке внутриполитической стратегии:
- Перемещение Тажина ни в коем случае не понижение - пожалуй, даже наоборот. На посту секретаря Совбеза ему приходилось работать в основном с силовиками, с которыми у всех “гражданских” непростые отношения по объективным причинам. На новой позиции от него ждут в первую очередь выстраивания идеологической политики государства.

Андрей Чеботарев не исключает того, что Марат Тажин будет заниматься широким кругом вопросов, в том числе внешнеполитического характера:
- Возможно, сейчас полномочия госсекретаря будут пересмотрены и расширены с включением в его круг вопросов международной деятельности Казахстана. И это было бы логично, учитывая опыт работы Тажина главой МИД.
Вместе с тем недоумение Максима Казначеева вызвало назначение на пост первого заместителя председателя правящей партии Бауржана БАЙБЕКА. По мнению эксперта, бывшему замглавы президентской администрации будет совсем не просто выстраивать органичные и сбалансированные отношения с политическими тяжеловесами, в том числе с акимами, которые по факту теперь являются его подчиненными как руководители региональных филиалов “Нур Отана”:
- Политический вес нового первого зампреда НДП “Нур Отан” несопоставим с уровнем занимаемой должности. И здесь одно из двух: либо Байбек временно назначен на эту должность, либо его хотят “обкатать” на серьезной общественной работе как перспективного чиновника. К сожалению, так и не смогли сработаться Серик Ахметов и Крымбек Кушербаев, продемонстрировавший серьезные политические амбиции. Именно поэтому, мне кажется, последнего и “сослали” в Кызылординскую область.

Игорь ХЕН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. В понедельник, 21 января, в Астане ожидается расширенное заседание правительства с участием президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА. И большинство экспертов сходится во мнении: в ближайшие дни страну ждут самые интересные и неожиданные кадровые решения.

Поделиться
Класснуть