38755

Плати больше - летай дальше

Персоной нон-грата может стать в Кызылорде авиакомпания “Эйр Астана”

Воздушное сообщение северной и южной столиц Казахстана с Кызылордой находится на грани срыва: крупнейшая авиакомпания Казахстана никак не может договориться с местным аэропортом “Коркыт-Ата”. Дело дошло до того, что на прошлой неделе аэропорт отказал в обслуживании рейсов нацавиаперевозчика из Астаны и Алматы.

Конфликт аэропорта Кызылорды и “Эйр Астаны” созревал постепенно.
В 2009 году из-за слабого пассажиропотока руководство аэропорта отказалось от круглосуточного режима работы воздушной гавани, введя обычный рабочий день - с 9.00 до 18.00. По словам генерального директора аэропорта “Коркыт-Ата” Кайдара НУРЛЫБАЕВА, это позволило избежать лишних затрат, приводящих к убыточности аэропорта. Кстати, по такому же графику работают и многие другие небольшие аэропорты Казахстана, обслуживающие в день по 3-4 рейса.
Однако, как показывает прак­тика, авиакомпаниям далеко не всегда удается выдерживать расписание, вовремя отправлять свои борта в аэропорты назначения: ломаются самолеты, подводит погода и т.д. Вот в “Коркыт-Ата” и приняли решение взимать с авиа­компаний при обслуживании их опоздавших (т.е. прибывающих в Кызылорду после 18.00) рейсов, дополнительную плату. Такая мера, кстати, практикуется в других воздушных гаванях страны. Получаемые дополнительные средства идут на оплату сверхурочных сотрудникам порта, на прочие необходимые расходы.

С января 2012 года аэропорт Кызылорды увеличил этот сбор, причем в разы - с 15 тыс. до 48 тыс. тенге за каждый час обслуживания рейсовых пассажирских самолетов сверх установленного им регламента. Однако, как рассказала нам вице-президент “Эйр Астаны” Белла ТОРМЫШЕВА (на снимке), авиа­компанию такие расценки не устроили, а посему весь прошлый год перевозчик продолжал платить аэропорту по прежней смете.

В итоге к концу 2012 года, по подсчетам аэропорта “Коркыт-Ата”, главная авиакомпания страны недоплатила воздушной гавани около 8 млн. тенге. “Эйр Астана” отказалась платить такие деньги, после чего финансовый спор перетек в судебную плоскость.
Между тем еще 13 ноября 2012 года “Коркыт-Ата” направила в “Эйр Астану” новые договоры на аэропортовое и техническое обслуживание на 2013 год. По словам г-на Нурлыбаева, договор на аэропортовое обслуживание авиакомпания подписала, но не завизировала документ на наземное техническое обслуживание, не соглашаясь платить аэропорту те пресловутые 48 тыс. тенге за каждый час его сверхурочной работы.
- В итоге 26 декабря 2012 года мы уведомили “Эйр Астану”: ввиду неподписания договора аэропорт не будет обслуживать самолеты авиа­компании после 18.00. К слову, другие авиакомпании, в том числе “Скат” и “Казавиаспас”, договор с нами подписали, согласившись с нашими условиями.
Последствия обоюдного упорства дали себя знать уже 11 января, когда борт “Эйр Астаны” не успел вовремя вылететь из Алматы в Кызылорду.
- Рейс 985 отправился с задерж­кой на 1 час 10 минут, - рассказывает Белла Тормышева. - Через полчаса после вылета самолета из южной столицы Кызылорда сообщила: они не будут обслуживать наш борт при обратном вылете в тот же день, потому что их аэропорт закрывается в 18.00. Тогда наше руководство предупредило начальника аэропорта о том, что он как должностное лицо, принявшее незаконное решение, будет привлечен к ответственности за умышленную задержку рейса Кызылорда - Алматы с целью принудить авиакомпанию согласиться на увеличение тарифов. В ситуацию вмешалась и прокуратура. После этого время работы аэропорта было продлено.

У гендиректора “Коркыт-Аты” несколько иная версия произошедшего.
- 11 января еще до вылета воздушного судна из Алматы мы послали в “Эйр Астану” радиограмму о том, что из-за неподписания договора аэропорт не будет продлевать свою работу после 18.00, - рассказывает Кайдар Нурлыбаев. - Тем не менее “Эйр Астана” отправила рейс, который приземлился в Кызылорде в 17.36. Только исходя из интересов пассажиров мы обслужили и отправили самолет обратно в Алматы, хотя, замечу, договор “Эйр Астана” так и не подписала!
По словам Беллы Тормышевой, на следующий день,  рейсы в Кызылорду из Алматы и Астаны из-за сложных метеоусловий тоже задерживались. Авиакомпания попросила кызылординский аэропорт продлить время работы, но получила отказ. В итоге 12 января пассажиры так и не попали в Кызылорду...

В “Эйр Астане” отказ подписывать с аэропортом “Коркыт-Ата” договор на наземное техобслуживание самолетов объясняют дороговизной сверхурочного тарифа. Даже прежние 15 тыс. тенге за сверхурочную работу, утверждает г-жа Тормышева, в несколько раз больше, чем платит “Эйр Астана” другим аэропортам за аналогичную работу.
Тем не менее глава “Коркыт-Аты” фактически предъявляет авиа­компании ультиматум:
- Пока не будет подписан договор, мы не будем обслуживать рейсы “Эйр Астаны” после 18.00, - говорит г-н Нурлыбаев. - Сегодня мы еще принимаем и отправляем самолеты “Эйр Астаны” в рамках расписания, то есть в рабочие часы. Но если авиакомпания не подпишет договор, мы будем вынуждены полностью приостановить обслуживание ее самолетов.
Словом, конфликт “неба и земли” зашел слишком далеко, а крайними (как обычно в таких случаях) оказались пассажиры. Видимо, теперь точку в споре транспортников может поставить только суд.
Спрашивается, почему до сих пор молчит руководство Минтранскома? Почему в эту рядовую ситуацию не вмешается Комитет гражданской авиации - подразделение этого министерства, прямо отвечающее за порядок в сфере авиаперевозок? Увы, эти вопросы остаются риторическими...

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Кстати

А ДЧС - против

Кызылординский департамент по ЧС настаивает на приостановлении эксплуатации части производственных помещений, АО “Аэропорт “Коркыт-Ата”.
- Акт о том, что помещения, принадлежащие аэропорту, где расположены насосная станция, дизельный генератор, а также гаражи и здания операторов, небезопасны в эксплуатации из-за пожароопасности, был составлен специалистами департамента по ЧС еще в мае прошлого года, - рассказывает пресс-секретарь областного суда Ардак СМАГАМБЕТОВА. - Директора аэропорта тогда оштрафовали, ему было предписано устранить недостатки. В октябре при повторной проверке выяснилось, что нарушения не устранены. Материалы были переданы в суд.
Ответчик - руководство АО - в суде отметил, что временное приостановление работы насосной станции, помещения дизельного генератора, гаража и помещения операторов парализует работу всего аэропорта, вызовет транспортный коллапс. Суд, выслушав доводы обеих сторон, отказал в иске.
- Истцы обжаловали это решение, и теперь дело будет рассматриваться в апелляционной инстанции, - уточнила Смагамбетова.

Наталья ДЕНИСОВА, Кызылорда

Поделиться
Класснуть