45619

Ночь опера

Караганда взбудоражена арестом “честного мента” Кенжетая Атагулова

Неслыханным скандалом обернулось для шахтерской столицы задержание заместителя начальника управления по борьбе с оргпреступностью (УБОП) ДВД Карагандинской области Кенжетая АТАГУЛОВА (см. “Попал в оборот”, “Время” от 23.1.2013 г.). Десятки друзей, сослуживцев и родственников полицейского целых три дня пикетировали здание спецпрокуратуры. Утром 24 января, когда решался вопрос о мере пресечения, толпа развернула плакаты и принялась скандировать: “Свободу Атагулову!”. Тем не менее вечером того же дня Казыбекбийский райсуд поддержал ходатайство прокуроров об аресте грозы местных бандитов.

Акции протеста из-за социальных проблем никого уже не удивляют. Но, согласитесь, пикет в защиту полицейского - это нечто! Поводом для возмущения стали жалобы карагандинца Адильмурата МАЖЕНОВА в прокуратуру, по которым против замначальника УБОП возбудили уголовное дело.

...Летом 2007 года, будучи простым опером, Кенжетай Атагулов, в составе следственно-оперативной группы участвовал в задержании Маженова. Этот человек числился в полицейской картотеке как член одной из местных ОПГ по кличке Асик. Машину, в которой Адильмурат ехал вместе с друзьями, полицейские остановили на автодороге близ Балхаша. Во время личного досмотра в кармане спортивных шорт Асика нашли пакетик с героином весом полтора грамма. Сам Маженов позже твердил: наркотики ему подкинули, причем - именно Атагулов. В декабре 2007-го суд отправил дело Адильмурата на доследование. А позже прокуратура Балхаша прекратила уголовное преследование за отсутствием в его действиях состава преступления. Маженов активно судился, требуя от полицейских компенсации за незаконное содержание под стражей, и минувшим летом суд взыскал в его пользу 500 тысяч тенге. Однако Адильмурат-Асик на этом не успокоился - продолжил бомбардировать жалобами прокуратуру и финпол, просил привлечь полицейских к ответственности. По этим обращениям дважды проводились проверки. Сначала УСБ МВД, а затем и финпол вынесли отказные решения. Но областная прокуратура проверила отказные материалы и внезапно отменила эти постановления как незаконные. Атагулова задержали согласно статье 132 УПК РК. Спустя трое суток прокуроры озвучили то, что инкриминируют подполковнику: фальсификацию доказательств, злоупотребление должностными полномочиями и незаконное приобретение нар­котиков.

У группы поддержки Атагулова еще оставалась надежда на то, что ему удастся избежать ареста. Поэтому они и решились развернуть плакаты, чтобы привлечь внимание общественности к неоднозначному делу.
- В настоящее время верхушка УБОП обезглавлена, сотрудники управления деморализованы, - сокрушался друг опального подполковника, представившийся Аскаром. - А ведь УБОП - это последний рубеж обороны от преступного мира. Кто будет людей защищать, если сейчас начнут “закрывать” честных полицейских? Их уже и так мало осталось - по пальцам можно пересчитать...
- Руководство ДВД и МВД до сих пор никак не отреагировало на задержание Кенжетая, - подхватил брат убоповца Серик АТАГУЛОВ (на снимке). - Не ведутся какие-либо переговоры, никто и не думает заступаться за далеко не рядового сотрудника. Недавно скончавшийся генерал Нурлан РАХИМБЕРЛИН (см. “Последний путь генерала”, “Время” от 15.1.2013 г.) не давал своих подчиненных в обиду. А нынешнему руководству (ДВД области. - И. М.), видимо, все равно. Мы считаем, что это явно чей-то заказ. Сейчас Кенжетай - сила, заместитель начальника управления по борьбе с оргпреступностью. А в 2007 году он в качестве простого опера в составе следственно-оперативной группы задерживал Маженова. Постановление о возбуждении уголовного дела тогда выносил следователь. В операции участвовали еще несколько сотрудников. И мне сейчас непонятно, почему именно Кенжетая привлекают, а не всех участников того задержания? Почему прокуратура обошла стороной своих сотрудников, которые выдавали санкцию на арест Маженова и в дальнейшем контро­лировали дело?
По словам собравшихся у спецпрокуратуры полицейских, законопослушный гражданин никогда не попадет в их базу данных. Адильмурат Маженов и его брат Шаймурат по кличке Шах значатся там членами устойчивой ОПГ так называемых борсеточников - злоумышленников, совершающих кражи денег и дорогих вещей из автомобилей. Коллеги Атагулова недоумевают, как прокуроры могут основывать обвинения против подполковника на одних лишь словах Маженова?
- Пусть прокуроры поднимут оперативные материалы и посмотрят, на чью голую, ни чем не подтвержденную жалобу они отреагировали, - говорит Серик Атагулов.

Примечательно, что помимо сослуживцев к группе поддержки присоединились и простые граждане, которым в свое время довелось пострадать от преступников. Кому-то убоповцы (в том числе Атагулов), спасли жизнь, кого-то защитили от нападок бандитов. В адрес Кенжетая от них звучали лишь слова благодарности.
Собравшиеся высказывались около часа, а затем к спецпрокуратуре стали съезжаться представители власти. Старшие офицеры ДВД, стараясь не привлекать внимание, оттесняли от толпы стайки оперативников. Аким Казыбекбийского района Караганды Жанат ИСКАКОВ пояснил собравшимся: нельзя проводить подобные акции без согласования с чиновниками. А прокурор города Караганды Нуржан СЕРИКУЛЫ сообщил сторонникам Атагулова: устроенный митинг - незаконный. И намекнул, что участники акции будут впоследствии привлечены к административной ответственности. Тем временем за углом соседнего здания - областного акимата - появились сотрудники СОБРа. Однако разойтись люди согласились только после того, как к ним обратились адвокат и родственники Кенжетая Атагулова, попросившие не нагнетать обстановку. В толпе пошли разговоры: в случае ареста Атагулова весь УБОП готов подать начальству рапорты об увольнении.
После обеда Кенжетая привезли в Казыбекбийский суд. Туда же приехал потерпевший Маженов. Он описал события шестилетней давности:
- Я конкретно видел, что вот этот человек мне подкидывал (нар­котики. - И. М.) в левый карман (спортивных шорт. - И. М.). Три часа меня били, меня догола раздели и били! - эмоционально восклицал Адильмурат.
На что сидящий на скамье подсудимых подполковник ответил: он будет до конца бороться за свое честное имя.
- Похоже, что мир криминала сводит счеты с активным, результативным сотрудником УБОП, - считает его адвокат Лидия АРЗАМАСОВА. - Открытая клевета - и мы будем это доказывать. У защиты очень много аргументов, чтобы доказать невиновность этого сотрудника. Никто не хочет, чтобы преступный мир ликовал.

К слову, до этого момента репутация подполковника Атагулова была безупречной. В декабре 2009 года он указом президента был награжден медалью “Ерлiгi ушiн” за образцовое исполнение воинского и служебного долга, мужество и самоотверженность, проявленные при обеспечении законности и правопорядка, за укрепление национальной безопасности страны. За несколько месяцев до этого офицер получил множество ножевых ранений при задержании в Алматы преступников, промышлявших в шахтерской столице угонами дорогих иномарок. Атагулов чудом остался жив...
Когда судья Алия ЖОШЕВА удовлетворила ходатайство прокуроров о его аресте на два месяца, подполковник попросил конвой на минутку остановиться в холле суда, где собрались его сослуживцы и журналисты.
- Я не ожидал, что ко мне применят такую санкцию... Люди, помните, вас защищают полицейские, а не прокуроры. А прокуроры - просто статисты... - с горечью бросил он.

...Похоже, с этого дня для карагандинского УБОП началась новая история бытия. Сотрудники ведомства переговаривались между собой о том, что теперь никто не будет трогать членов ОПГ. Ибо бандиты, пользуясь “прецедентом Маженова”, начнут строчить жалобы и вполне могут найти защиту у прокуроров. Впрочем, сторонники Атагулова все еще надеются на президента, партию “Нур Отан” и акима Карагандинской области, которым они написали обращения и организовали сбор подписей в поддержку Кенжетая.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть

Свежее