31472

Через паховую область

изготавливается имиджевая реклама Казахстана для телеканалов мирового уровня

Если несколько лет назад главным имиджмейкером Казахстана за рубежом выступал лишь “журналист” Борат САГДИЕВ, то со временем на его хлеб стали покушаться и доморощенные специалисты. В авторитетных зарубежных изданиях регулярно публикуют статьи об “островке стабильности” в Центральной Азии, а популярные иностранные каналы показывают целые фильмы о красоте наших гор, свежих степных ветрах и прибыльных металлургических производствах. Глядя на все это великолепие, казахстанцы сами себе начинают завидовать. Каким же в идеале должен быть наш страновой пиар - чтобы привлекал инвестиции и туристов, но при этом не раздражал казахстанцев?

В конце января телезрители испытали настоящий культурный шок: канал National Geographic показал очередное творение отечественных телевизионщиков о благословенной земле, простершейся между Россией и Китаем. Судя по всему, рассчитано кино на тех, кто мог бы приехать в нашу страну, чтобы увидеть ее красоты воочию. Правда, уже в первые 10 секунд русскоязычная аудитория начала переключать кнопки на пульте: в титрах была допущена грубейшая ошибка, которая бросается в глаза даже двоечникам. Представляя республику родиной яблок и тюльпанов, авторы не преминули заметить, что коней в наших местах не только ели, но и приручали. На весь экран появилась надпись: “Земля, где в первые в истории была одомашнена лошадь”. При этом слово “впервые” было написано раздельно...
Впрочем, бог с ней - с орфографией. Шоу должно продолжиться!
Чуть менее получаса на экране менялись заезженные виды Мангистау, Бурабая, Алматы и - куда же без нее? - Астаны. В целом лента производит впечатление краткого курса политической географии. В степях Прикаспия сам себя развлекает одинокий домбрист, горы Восточного Казахстана осваивает гость из Швейцарии, а к Чарыну приценивается гражданин Китая, прекрасно говорящий на русском языке. Голос за кадром торжественен и строг. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, - именно эта сомнительной свежести сентенция должна была окончательно убедить сомневающихся туристов, что пора бросать паттайи и антальи и перебираться в сердце Центральной Азии.

Казахстанцы, которые живут во всей этой красоте, показанной на телеканале National Georgaphic, оказались весьма недовольны увиденным. Известный телевизионщик, в недавнем прошлом креативный директор “Хабара” Ержан СУЛЕЙМЕНОВ, написал на своей страничке в соцсети, что фильм, по его мнению, “это реальная ж...”. Мы попросили Ержана расшифровать свое послание и сделать экспертную оценку картины. В ответ он принялся загибать пальцы.
1 Компьютерная графика крайне устаревшая. Внутренняя инфо­графика с картой и надписями - родом из начала двухтысячных.
2 Текст протокольный и косноязычный. Возможно, его правили госчиновники-заказчики.
3 Качество картинки слабое. Первые несколько минут насыщены цейтраферами (покадровая съемка, дающая эффект ускорения. - М.К.), но собраны они хаотично и скорее всего не снимались специально. Остальное видео скорее всего “сколочено” из разнообразных архивов, так как заметно, что снято на разные камеры.
4 Режиссура и монтаж хаотичные и рваные. Панорамы и пролетки приклеены к обратным панорамам и встречным пролеткам. Многие кадры крайне неэстетичны. Как, например, видео в самолете, которое использовано как связка между частями фильма и повторяется несколько раз - паховая мужская область, без лица и остальных частей тела.
5 Кино навязывает не лучшие стереотипы о Казахстане - пустыня с костями, некрасивый тучный парень, совершающий молитву, домб­рист, сидящий в пустыне рядом с кобызом, и тому подобное.
6 Цветокоррекция ленты вызывает много вопросов - многочисленные пересветы и разбаланс картинки.
7 Люди, дающие интервью, плохо одеты и без грима.
8 Архаичные красные “плавающие” титры.
9 Невыразительный голос диктора.

- Это общие замечания, - отметил Ержан. - Думаю, что скорее всего фильм производился для неэфирного показа на презентациях, выставках и форумах. Что ж, для этих целей он совсем неплох - но не для показа по каналу National Geographic. Даже сам канал не стал этот фильм как-то помечать в своей сетке на сайте - просто написали “Казахстан +12”. Такой фильм “31 канал” и КТК в эфире поместили бы только в глубокий офф-прайм. Тот же “Хабар” из своих архивов в full HD нарезал бы фильм лучшего качества - я в этом уверен. К тому же у нас есть телерадиокомплекс президента с огромным видеоархивом...
В одном Ержан Сулейменов ошибается - это кино производилось как раз для того, чтобы его показывали не на выставках и презентациях, а самой что ни на есть мировой аудитории. По крайней мере, заказчик продукта, тогдашнее Министерство туризма и спорта, в своем тендере четко описал этот лот. Называется он просто и незатейливо: “Производство и размещение документального фильма о туристском потенциале Казахстана в эфире мирового канала”. В том же конкурсе разыгрывались и другие приятные штуки - например, производство и размещение ролика аналогичной тематики. Разумеется, исключительно для телеканала мирового уровня.
Всего на продвижение казахстанских красот было выделено чуть более 135 миллионов тенге, то есть 900 тысяч долларов. Боролись за названную сумму 12 участников, в том числе и вышеупомянутый ТРК президента. Была среди соискателей и ассоциация “Гражданский Альянс Казахстана”, которую возглавляет депутат мажилиса Айгуль СОЛОВЬЕВА.
И как вы думаете, кто взял наи­большее число лотов конкурса? Если рассуждать здраво, то выиграть должен был кто-то с большим архивом и опытом (как ТРК президента) или с большими связями, как у народного избранника.
Увы! Четыре из шести пунктов остались за никому не известным до конкурса ТОО “Damu Media Group”, предложившим наименьшую стоимость услуг. В результате именно эта темная лошадка получила деньги на создание и тиражирование видеофильма о туристском потенциале Казахстана, а также, разумеется, на производство и размещение документального фильма в эфире телеканала мирового уровня, создание рекламно-информационных передач о внутреннем туризме на казахстанском телевидении на двух языках.

В общей сложности Damu Media Group получило от государства почти 40 миллионов тенге. На эту сумму надо было снять фильм, показать его на National Geographic и еще сделать несколько двуязычных передач о туризме для отечественных каналов. Деньги, как все понимают, не ахти какие. И качество, если говорить прямо, соответствующее.
Самое замечательное в этой истории: до 2012 года такой компании не существовало вообще. Государственную регистрацию товарищество получило 12 января. А конкурс, если верить сайту госзакупок, объявили спустя всего 5 дней - 17 января. Вот ведь кому-то счастье привалило: в четверг открыл фирму, а во вторник уже подавал заявку!
Удачным был день конкурса и для индивидуального предпринимателя Марины ЗАПЕКИНОЙ из Усть-Каменогорска. Она выиграла тендер на еще более аппетитный лот “Производство и размещение телевизионного ролика о туристском потенциале Казахстана на ведущем глобальном канале”. Марина Викторовна предложила наименьшую цену за оказание этой услуги - всего-то 46 миллионов 245 тысяч тенге. Damu Media Group - на миллион больше. А “Гражданский альянс” раскатал губу аж на 60 миллионов. В результате ролик был произведен и размещен на телеканале BBC усилиями восточноказахстанской бизнесвумен. В самом деле, кому же еще договариваться с английскими телевизионщиками? Мы попытались созвониться с Мариной Викторовной, но по телефону, указанному в тендерных документах, отвечает Ольга БУТОРИНА, представитель ИП в Астане.
- Большая часть выделенной суммы была перечислена BBC, - поведала она. - Ролик мы делали прак­тически за свой счет. Вы вообще представляете, сколько стоит размещение рекламы на таком канале - еще и в прайм-тайм?
Ну что тут скажешь? Прямо как в заезженной песенке: “Коламбия Пикчерз” не представляет...”.

Конечно, нет ничего противозаконного в том, чтобы конкурсы на производство имиджевой продукции для BBC и National Geographic выигрывали усть-каменогорские, каскеленские или любые другие ИП. Да и компаниям, зарегистрированным за пару рабочих дней до тендера, участвовать в нем не запретишь. Но все же, быть может, настала пора принять волевое решение: рекламировать нашу страну должны профессионалы, а не энтузиасты-любители, готовые любить родину за весьма скромные деньги.

Комментарий в тему

- Документальные фильмы на западных каналах - бессмысленная трата денег, даже если они сделаны качественно, - считает Евгений МИНЧЕНКО - российский политолог и политтехнолог, эксперт по вопросам лоббизма. - Показать фильм с красивыми видами - ход, который не является точечным. Казахстану нужно разобраться, какой имидж он хочет заиметь в глазах зарубежных зрителей. Что такое Казахстан - рай для инвестиций или туристическая Мекка? Для инвесторов - особенно тех, которые готовы вкладывать в добычу полезных ископаемых, - туризм может быть неинтересен и даже вреден. Потому что туризм как приоритет - это особое внимание к экологии. А инвестору выгоднее, чтобы экология осталась на периферии внимания местных властей. Как, например, в Китае.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: mikhail.kozachkov@time.kz

Поделиться
Класснуть