7111

Подстава на манеже

Подстава на манежеНа днях алматинскому цирку исполнилось 38 лет. Чем не повод раскрыть некоторые тайны цирковой “кухни”, одно из главных блюд которой подсадка артиста в зрительный зал. Как его готовят и с чем едят? О цирковых подставах рассказывают клоун Алтай АЛЬЖАНОВ и распорядитель манежа алматинского цирка Николай МАРКИН.
Подстава на манеже
Алтай Альжанов - первый казахстанский “коверный”, Николай Маркин - его коллега, долгое время проработавший в клоунской группе “Шутки в строну”. Они оба не раз использовали в своих номерах подсадку. В их жанре такой ход - вещь распространенная и благодарная. Правда, сейчас молодые клоуны все реже задействуют в своих номерах подсадных, предпочитая работать с настоящими зрителями.

- Мы всегда соединяли в одной репризе и тех, и других, - делится секретами Алтай. - Самая удачная наша подстава - номер с верблюдами. Перед выходом на манеж мы кормили животных луком - после этого они сразу же начинали плеваться. Потом вызывали на манеж зрителей. Мол, кто хочет на верблюде прокатиться? Желающие всегда находились, но только они к горбатому - тот плеваться. Все бегут подальше. Народ веселится. И тут из зала выходит смельчак - подсадной. Он пытается сесть на верблюда, но не может, принимает какие-то несуразные позы, зависает на лонже в воздухе. Такой же ход используют и джигиты, правда, у них иногда случаются накладки. На манеж быстрее подсадного выбегает настоящий зритель и катается вволю. А номер - насмарку.

Подставы в цирке - отдельный жанр, который требует такой же тщательной подготовки и множества репетиций, как и любой другой номер. Обычно зрителей, которых вытаскивают на манеж, играют артисты цирка. Но иногда на эту роль приглашают и профессиональных актрис. Зимой в алматинском цирке работал московский клоун Валерий СЕРЕБРЯКОВ. Почти все его репризы были построены на подсадке. За время представления он извел своим вниманием молоденькую девушку, сидевшую в зале. Клоун то и дело выводил ее на манеж: ей пришлось изображать его жену, стирать ему белье и готовить еду. Сидящим в зале все происходящее явно было по вкусу. Народ веселился и сопереживал бедолаге, которой достается от клоуна. Подсадка удалась: девушка - профессиональная актриса Бибигуль СУЮНШАЛИНА, которая, кстати, сейчас на съемках в Лондоне, - с блеском исполняла свою роль. Подстава на манеже
- В этом и есть смысл подсадки: нужно исполнить ее так, чтобы ни один зритель не заподозрил, что ты - артист, - рассказывает Николай Маркин. - Мне и самому не раз приходилось играть роль зрителя. Когда сидишь в зале, подстраиваешься под всех остальных. Делаешь вид, что ты такой же. Обычная одежда, восторг от каждого номера, который ты видел тысячу раз, бывает, шуточку какую отпустишь или перекинешься парой-тройкой фраз с соседом.

Когда-то Николай Андреевич принимал участие в “подставной” репризе. Во время выступления ведущий объявлял: “Уважаемые зрители, у нас произошла досадная накладка - клоуны опаздывают на выступление. Мы приносим свои извинения, но сегодня программа будет проходить без них”. В зале поднимался недовольный зритель и начинал кричать: “Как это клоунов не будет? Да я только ради них в цирк и пришел!” При этом он активно жестикулировал. А в руке держал газету, которой то и дело бил зрителя, сидящего на один ряд ниже. Оба они были подсадными. Кто-то в зале смеялся, глядя на это, кто-то начинал поддерживать недовольного: “Мы тоже только из-за клоунов пришли!” Когда волнение достигало апогея, возмутитель спокойствия, улыбаясь, произносил: “Граждане, успокойтесь, это я - клоун”. Он скидывал с себя обычную одежду: под ней был цирковой костюм.

- Зрителю-то от подстав всегда весело, а вот артисту...  - улыбается Алтай Альжанов. - Один из наших клоунов как-то получил от зрителя по морде. Заболела его ассистентка-подсадная. Он решил: ладно, и так справлюсь. Выбрал девушку в зале и давай вокруг нее крутиться: то на колени сядет, то поцелует. Она его отпихивает, а он - еще больше. А рядом с ней - здоровый мужик в штатском. Оказалось - генерал, муж ее. Он не выдержал, встал и как “втер” нашему клоуну!

Бывают и случаи, от которых не то что смеяться - плакать хочется. Недавно в нашем цирке выступали колумбийские артисты. Они гоняли на мотоциклах внутри огромного шара и в какой-то момент вызывали на манеж зрительницу, готовую поучаствовать в номере.

- Обычно эту роль исполняла жена одного из колумбийцев. Девушка входила внутрь шара, а они на бешеной скорости ездили на мотоциклах вокруг нее, - рассказывает Николай Маркин. - Но тут она заболела. Я стою возле кулис и вижу, что на манеж выходит настоящая зрительница - на шпильках, чуть ли не в вечернем платье. Меня аж заколотило. Я кое-как номер до конца досмотрел. Ведь это очень опасно: любое неловкое движение, и все - травма. Слава богу, все обошлось, но артисты после этого получили нагоняй.

Подсадку в нашем цирке стали использовать еще в 1960-е годы. Тогда гвоздем программы была французская борьба. Работал тотализатор, и любой зритель мог сорвать куш.
- Это была отличная замануха, - вспоминает Николай Маркин. - Ведущий в конце программы объявлял: “Сейчас на арену выйдет самый сильный борец. Кто из зрителей хочет с ним сразиться? Победителю - все деньги, которые стоят на кону”. Естественно, находился смельчак. Выходил и клал на лопатки циркового борца. Естественно, зритель был подсадным, но это никого не интересовало. Слух о победе разлетался по городу, народ толпами валил в цирк. Жалко, что сейчас подсадка используется все реже и реже, ведь она всегда так заряжает зал и создает удивительное, не сравнимое ни с чем настроение...

Оксана АКУЛОВА, Алматы
akulova@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Ляззат ТАЙКИНОЙ-ТРЕТЬЯКОВОЙ

Поделиться
Класснуть