13606

Махаббат көрпе

Махаббат көрпеНа двуспальное одеяло цвета первых весенних листьев по контуру рисунка ложатся разноцветные бусинки. По центру - два лебедя и два сердечка, по верхним углам - обручальные кольца. Одеяло называется махаббат көрпе и будет вручено родителями невесты в день свадьбы сватам.
Камар Ашимова, колдующая над шедевром, объясняет:
- Лучше всего, когда укрываешься одеялом из верблюжьей шерсти, и для здоровья полезно, и тепло.
Творение ручной работы
- заказ на той.

Давным-давно, когда Камар-апу еще не украл ее будущий муж Абдулхамит, она выучилась в столице на мастера по пошиву одежды. Все могла сшить: и домашний халат, и нарядное платье, и сложный костюм.
Как-то поехала к брату, который работал чабаном, и встретила там будущего мужа.
Однажды Абдулхамит сказал ее снохе: я украду Камар. И украл. Украл в хорошем смысле, то есть это тот случай, когда невеста не сопротивлялась. Все по согласию.

***

25 лет проработали супруги чабанами.
И каждый раз на последних сроках беременности Камар у их стойбища круглосуточно стояла дежурная машина.
Начинались схватки у Камар-апы, и заводил шофер машину, и гнал по горным ухабам километров 40, но двоих Камар-апа все-таки родила, можно сказать, на рабочем месте.
Дочь Гульбахрам и сына Естая.
Сын появился на свет 16 октября, в день ее рождения. Соседи перерезали пуповину, а прибывший врач сказал: все нормально, поздравляю, справились замечательно и без нас. Женщина тогда даже от госпитализации отказалась. Вот такой необычный день рождения был у Камар-апы в 1980 году.

***

В 1991 году семья вернулась в аул. Купили дом. И растерялись немножко от сузившегося пространства обитания и проблем выживания. Вот тогда-то и вспомнила Камар-апа дело, которое у казахов передавалось веками от мамы дочери: пошив корпешек и одеял.
Ремесло почти забытое, а традиции остались неизменными: в свадебное приданое входит 11 корпешек (иногда 13), махаббат көрпе и большое количество одеял. Все это великолепие взгромождается на невестин сундук и является важнейшей частью свадебной церемонии.
Камар-апа с дочерью и снохами нашла свою нишу в малом бизнесе.
Сначала она съездила в районный центр поддержки женщин, где взяла кредит.
Скоро выяснилось, что иностранцы, большие любители экзотики, с удовольствием увозят в заморские страны корпешки из разноцветных лоскутков и текеметы.

***

Потом алматинский мастер Айгуль Жансерикова научила Камар-апу делать домашние тапочки из войлока. В свои 60 Камар-апа ездила в южную столицу брать уроки.
Стали принимать заказы по Интернету. Дома пока нет Интернета - у знакомых есть.
Текеметы уехали в Малайзию, Голландию и Америку.
В начале пути женщина с помощницами стирала шерсть, а теперь, когда немного встали на ноги, “чуть-чуть” - говорит Камар-апа, - стали пользоваться услугами фабрики в Каргалы.
- Зимой мне предложили 250 килограммов шерсти, - вспоминает Камар-апа одну из самых выгодных сделок, - я деньги не могла найти, но они там подождали, пока я собрала 200 тысяч тенге.
В месяц женщина зарабатывает 50 тысяч тенге. Самой верной помощнице - дочери Гульбахрам, которая вместе с ней живет и работает, - Камар-апа платит 1000 тенге за одеяло.
- Я у мамы наемный рабочий, - объясняет дочь.
А 62-летней Камар-апе приходит помогать ее девяностолетняя мама. Бабушка живет со старшим внуком. И денег за свою помощь принципиально не берет.

***

Разговариваем с Абдулхамитом-агой, мужем, главой семьи.
- Ну да, - соглашается он, - сейчас жена кормилец семьи. И добытчик.
- Ой-бай! - восклицает жена, - было время, когда он кормильцем был, разве это можно обсуждать?
Абдулхамит-ага, между прочим, дом охраняет, когда мама с дочкой уезжают на разные конференции по народному творчеству и на выставки. Уже и яблочки из войлока появились, и браслеты, и бусы - непривычные несколько вещи опять первыми оценили иностранцы.

***

Камар-апа собралась цех строить рядом с домом, разрешение уже получили.
- А то видишь, тут и кушаем, и работаем, - показывает апа самую большую комнату в доме, которая, когда приезжают гости, превращается в зал.
Собралась дом новый строить. Этот старый очень, да и два сына неженатых еще, надо думать, куда келин приведут.
Аким района обещал помочь с кредитом.
Камар-апа в свободное время смотрит корейские и турецкие сериалы - там не дома, а замки! Их дом будет, конечно, скромнее, но там обязательно будет одна комната в национальном стиле - и кошма на полу своя, и текеметы, и низенький столик. Пока из всего этого есть только столик, а на полу лежат заводские ковры.
- Неправильно это, - вздыхает Камар-апа, - пора показывать, что умеем, и не все продавать…
В виде исключения в той комнате можно будет рядом с фотографиями предков разместить и фото старшей дочери Ботагоз, которая, работая продавцом в Алматы, находит время участвовать и побеждать в республиканских соревнованиях “қыз қуу”.

***

- Камар-апа, сколько вам нужно денег, чтобы построить дом?
- Один или лучше два миллиона.
- Долларов?
- Тенге!

***

Камар-апа каждый день смотрит новости. Досадует, когда в это же время по телевидению показывают футбол. Конечно же, тогда на экране мужчины гоняют мяч, а муж ее истошно кричит: “Г-о-о-л!”. Но когда футбола нет, Камар-апа внимательно слушает наших политиков и чиновников.
- Сказали, - пересказывает новости Камар-апа, - мы дадим вам деньги, берите их на развитие своего дела, я это слышала своими ушами. Теперь ждем... Ты не знаешь, когда они выполнят свое обещание?
Откуда же, Камар-апа, мне это знать, они, может, сами не знают...
Пока же Камар-апа сама делает щедрые подарки. Научила нескольких односельчанок своему ремеслу.
- Оно вам надо - конкурентов растить? - спросила я ее. В селе всего полторы тысячи жителей и 319 дворов…
- Всем охота хорошо жить, - ответила мудрая Камар-апа.
Сейчас она шьет одеяла для двух соседских девочек, у сестер умерла мама, и они живут с отцом. Чем может согреть их Камар-апа?
Своими теплыми одеялами.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото автора, тел. 259-71-99, e-mail: ismailova@time.kz, Аул Сарыбай би, Алматинская область

Поделиться
Класснуть