17772

Шпионские игры

Шпионские игрыНа днях к нам в редакцию обратился алматинец Сергей Махашев, майор в отставке, председатель Республиканского общества инвалидов войны в Афганистане, кавалер ордена “За службу Родине”, ордена “Айбын” и множества медалей. Обратился ветеран афганской войны за помощью. Его сын Алимбек попал в крайне неприятную передрягу - двадцатилетним парнем сейчас очень серьезно занимаются органы национальной безопасности. А все началось с поездки в Китай…

В ноябре 2008 года семья Махашевых посетила по туристической путевке китайский город Урумчи. На одном из рынков отец и сын купили себе по одинаковому сувениру - две авторучки со встроенными видеокамерами. Стоимость каждой авторучки не превышала 150 юаней, это примерно 20 долларов. Через неделю Махашевы вернулись в Алматы. Еще через неделю Алимбек надумал пойти учиться в автошколу, чтобы получить водительские права. Удовольствие это сейчас, как известно, не из дешевых, а сам он студент и оба его родители - инвалиды. Чтобы не нанести ущерба семейному бюджету, решил он продать что-нибудь ненужное. Вот парнишка и вывесил на одном из сайтов в Интернете объявление о продаже приобретенной в Китае игрушки. Назначил цену - 30 тысяч тенге. Спекулянт несчастный - в десять раз цену задрал! Но такова стоимость обучения в одной из самых дешевых автошкол Алматинской области.

Понятное дело, что из желающих купить авторучку с видеокамерой очередь не выстроилась.
Но все-таки Алимбеку позвонили и предложили встретиться.
Короче, он ее продал. Было это в конце декабря.
А спустя еще пару месяцев, в конце февраля 2009 года, ему позвонили уже во второй раз. Звонившие заявили, что хотят купить десяток таких же замечательных авторучек.
Была бы у парня коммерческая жилка, он бы тут же попытался сделать бизнес на неожиданно возникшем покупательском ажиотаже.
Но мыслил он без размаха. Честно признался, что ручка была одна-единственная, ее, мол, и продал. Однако клиенты проявляли настойчивость, звонили ему вновь и вновь.

В общем, Алимбек Махашев вспомнил, что у отца точно такая же авторучка. Ну и решил ее у него выпросить. А для отставного армейского офицера, орденоносца и инвалида авторучка со встроенной видеокамерой, как вы понимаете, самой необходимой в жизни вещью вовсе не была. Да и пацан ему наплел с три короба, что ручку хочет какому-то приятелю на день рождения подарить. Короче, отдал он сыну эту авторучку, лишь бы отстал.
Алимбек договорился встретиться с покупателями 19 февраля на пересечении улиц Кабанбай батыра и Кунаева. Подъехал туда со своей девушкой и, пока та бродила по магазинам, продал двум приехавшим на встречу ребятам авторучку за все те же 30 тысяч тенге. Я же говорю, никудышный из парня бизнесмен, мог бы таким настырным покупателям и дороже товар пихнуть.

И только произошел обмен товара на деньги, как на четырех машинах подлетели десяток искусствоведов в штатском, набросились со всех сторон. Блокировали парня по всем правилам антитеррора. Скрутили его в бараний рог, руки за спину, на запястья - наручники. Ну и давай оперативно-следственные действия проводить!
Как выяснилось, деньги меченые, а авторучка - жутко запрещенный законом товар. Алимбеку инкриминировали “сбыт специального технического средства для конспиративного добывания и документирования информации”.
Довелось мне почитать обвинительное заключение на Алимбека Махашева. Это не официальный документ, а песня какая-то!

То, что сотрудники КНБ посетили в Интернете официальный сайт и нашли там совершенно открытое объявление Алимбека и указанный им же сотовый телефон, здесь именуется “получением оперативной информации”.
То, что по этому телефону ему позво­нили, значится как “внедрение в преступную среду для имитации преступной деятельности”. Причем внедрялись в эту самую преступную среду (в лице одного двадцатилетнего студента) и имитировали там преступную деятельность целых два старших лейтенанта.

Согласно все тому же обвинительному заключению Алимбек Махашев купил эти две авторучки в не установленном следствием месте и у неустановленного лица. К тому же сделал это заведомо незаконно. Тут, конечно, ребята малость недоработали - можно было бы за служебный счет организовать командировочку в Китай, поискать по тамошним базарам именно того торговца, который продал отцу и сыну Махашевым те самые “шпионские” авторучки. А почему нет? Ведь в документе, подготовленном для прокуратуры и суда, эту авторучку с объемом памяти на два гигабайта и батарейкой на два часа съемки эксперты КНБ именуют “спецтехсредством, закамуфлированным под авторучку с видеоглазком и микрофоном, предназначенным для негласного получения информации”.

После того как был выявлен и решительно обезврежен еще один источник угрозы нашей национальной безопасности, впору поинтересоваться, чем руководствовались сотрудники КНБ, задержавшие Алимбека Махашева и возбудившие на него уголовное дело. Оказывается, внутриведомственным приказом председателя КНБ РК № 28 от 15 февраля 2008 года. Правда, приказ этот имеет исключительно служебный характер, и граждане вовсе не обязаны знать, что им разрешил шеф спецслужбы.
Не знали этого, видимо, и таможенники, которые не проявили никакого интереса к сувенирным безделушкам, когда Махашевы пересекали казахстанскую границу.
Тем не менее в том приказе сказано, что спецтехсредством могут считаться фотоаппараты и видеокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы, с диаметром объектива не более 2 миллиметров.
Вдумчивые граждане сразу поймут, что таким образом спецслужба подвела под разряд запрещенных все сотовые телефоны, оборудованные камерами и фотоаппаратами. Так что почти любого казахстанца можно смело в наручники заковывать…

А еще на некоторых автомашинах установлены видеокамеры заднего вида. Понятно же, что они там не для удобства при парковке, а для ведения шпионской деятельности. Просто замаскировали под автомобиль.
А еще есть двери с видеоглазком. Так что тех, у кого дома есть такие двери, тоже можно в кутузку.
Кстати, в отличие от телефонов, автомобилей и дверей авторучка, проданная Алимбеком Махашевым, оборудована ярко светящимся красным индикатором того, что ведется видео- и аудиозапись. Снять или записать что-то незаметно невозможно.

И наконец, не покушаясь на устои национальной безопасности, все же замечу, что приказ председателя КНБ по своей сути противоречит подписанному ранее постановлению правительства РК №528 от 23 июня 2007 года. В правительственном документе четко указано, что техническое средство должно обязательно иметь специальные функции для негласного получения информации. Как потомственный телевизионщик могу сказать, что такой специальной функцией может считаться возможность управлять скрытой телевизионной техникой на расстоянии. А именно: пользоваться трансфокатором, изменять фокус и ракурс видеосъемки. При этом должна быть возможность отслеживать все изменения на экране и одновременно записывать информацию на отдельный носитель. А вот про размеры объектива в этом правительственном постановлении ничего не сказано...

Два дня злостный “торговец спецтехникой Алимбек Махашев” просидел в ИВС КНБ. Потом родители-инвалиды его вызволили. Под залог квартиры.

На днях его дело передано в суд. Статья, по которой он проходит, предполагает наказание до 3 лет лишения свободы. По минимуму - штраф в размере 500 минимальных расчетных показателей. В пересчете по нынешнему курсу это 4 тысячи долларов.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail: benditsky@time.kz , ф ото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть