7497

Диктат по казахскому

Диктат по казахскомуВо дни сомнений, во дни тягостных раздумий преподавателей кинофакультета Академии искусств имени Жургенова о судьбах отечественного кинематографа один Адильхан ЕРЖАНОВ (на снимке) им надежда и опора. От свежеиспеченного выпускника академии многого ждут. Особенно всем интересно, как аукнется Адильхану его вызывающая независимость вне стен альма-матер: особенных у нас как-то особенно не любят.

Новый фильм Ержанова “ Каратас” недавно взял два приза - за лучшую режиссуру и Гран-при на фестивале студенческих фильмов “ Дидар”. В прошлом году на “ Евразии” программу короткометражек покрошила в салат его “ Бахытжамал”. Справедливости ради надо сказать, что на “ Звездах Шакена” в этом году Адильхан ничего не получил и не получил заслуженно: то, что у нас могло сойти за откровение божье, на фоне зарубежных работ выглядело максимум прогнозом погоды на завтра...
- Я чувствую себя человеком, когда чему-то сопротивляюсь, - говорит Адильхан, пока другие веселые ребята из академии жгут газеты возле вузовского фонтана: - И не важно, чему ты сопротивляешься. Все в природе существует благодаря каким-то столкновениям.

- И чему ты сопротивляешься в данный момент?
- Обыденности. У нас есть свод правил: нужно создать семью, нужно пойти и проголосовать за кого-то, нужно выйти на работу и вернуться вовремя домой... Все это не по мне. Пожалуй, если бы я не стал режиссером, то стал бы террористом. Это естественная форма индивидуального протеста. Моя проблема - и это следует признать - в том, что я обрусевший. Генетически я казах, естественно. Меня раздражает и отталкивает все неказахское. Но культура, как бы то ни было, у меня русская. Поэтому я везде ищу сопротивление и разрушение.

- Бессмысленное и беспощадное...
- Я был в Москве и видел, какая там молодежь. Во многом это дегенераты, потерявшие человеческий облик. Все эти панки, эмо... И я с гордостью думаю, что любой наш аульный паренек гораздо больше сохранил в себе какую-то честь и человеческое самоуважение.

- Да, только панк - это все равно другая степень развития личности.
- Ну да, многие из нас пребывают в архаичном, ископаемом состоянии. Но иногда я думаю: а на хрена нужна литература? Гитлер писал, что литература погубила Россию, ведь революция созрела благодаря многочисленным литкружкам. Россия во многом теряла себя и будет терять благодаря своей развитой культуре.

- Понятно, что постепенно русская культура будет вымываться из казахских вен. Что дальше?
- Будет как с арабами, которые навязали нам свою жизнь, а потом ушли. У нас осталось какое-то уродливое смешение культур. То же произойдет и с русским наследием.

- Между тем при всей своей восточности Казахстан активно пытается встать на европейский путь развития.
- Это вранье, и это противоестественно. Нет ни одной страны, где бы азиаты по расе соблюдали европейские традиции. Это ненормально. К тому же вся Европа стремится к тому, чтобы достигнуть того, к чему Азия давным-давно пришла. Буддизм, защита животных, отсутствие конфликтов - естест­венное состояние для Индии, которое не навяжешь никакими бумажками.
Что касается нарушения прав человека, то они всегда нарушались и будут нарушаться. На этом вообще построена цивилизация. Но с экономическим ростом права будут ущемляться меньше. Страны с наиболее вопиющими случаями нарушения прав - отсталые, и тут за примерами далеко ходить не надо. Возьми теперь ОАЭ. Богатая страна, и никто там никого не ущемляет, несмотря на почти фундаментальный исламизм. Мне кажется, что вся история демократии есть ослабление роли мужчины, воина, вождя в обществе. И мне не как гражданину, а как художнику больше нравилась эпоха, когда люди были ответственны за свои поступки. Когда ответственна демо­кратическая толпа, не ответствен никто. Роль личности в политике нивелировалась после Второй мировой. А ведь были личности: Муссолини, Гитлер, Сталин...

- Ох, ни фига себе! Это диктаторы.
- Их сейчас так называют. А по сути это нормальная, понятная власть.
Казахстану светило два пути развития: откровенно диктаторский, как в Туркмении, или с очень лояльным президентом при слабой исполнительной власти. Если бы мы пошли по первому пути, у нас была бы атомная бомба, нефть в наших руках - и мы были бы очень агрессивным государством с большими амбициями. У нас произошло бы несколько гражданских войн, потому что нас подстрекали бы извне. Но если бы мы выдержали эту атаку, то сейчас были бы настоящим лидером в регионе и все ходили в военной форме.
Впрочем, это не совсем казахский путь. В нас все-таки больше хитрости, нежели воин­ственности. Казах всегда хочет быть главным. Посмотри на те профессии, которые так любимы казахами: гаишники, таможенники, налоговики, даже режиссеры... Нам важно показать свою власть...
Просто сейчас, в условиях невозможности откочевать от хана, наше нутро требует альтернативных выходов.

- Кстати, раньше кочевники при встрече говорили друг другу: “Я такой-то из рода такого-то, который держит поляну такую-то”. И сейчас то же самое - считается должным сразу сказать, кто ты есть, кто у тебя родственники и насколько велика их сила.
- Правильно, потому что это единственное, что осталось у нас от предков. Надписи на памятниках Культегина гласят: захватив китайские земли, мы не остались там. Кто остался, привязался к золоту, дому и женщинам и пошел против нас. Мы истребили их, и теперь нигде не останавливаемся, потому что знаем: движение - это жизнь, а оседлость - смерть. Что делали кочевники в первую очередь? Уничтожали города, потому что это было самое большое искушение. Сейчас казахов засосали быт, обыденность. 90 процентов нашей генетической воинской программы не работает. А оставшиеся 10 процентов... Что у солдат было плохо? Солдаты всегда невежественны, бескультурны. И вот это лезет наружу.
Наша лень, кстати, тоже оттуда. Солдаты работают только во время войны. Если войны нет, они деградируют... Нам без тоталитаризма не обойтись. Уж лучше открытая диктатура, чем бархатная. И художникам так будет лучше: все самые сильные произведения в мире были созданы при диктаторских режимах. Потому что не нужно искать, чему сопротивляться.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть