13024

Как из майора делали психа

После того как старший оперуполномоченный управления по борьбе с наркобизнесом ДВД Павлодарской области поведал правозащитникам и партии “Нур Отан” о том, что полицейские подбрасывают задержанным наркотики, коллеги отвезли его в местный “желтый дом”. Врачи определили у него шизофрению.
В системе, которой служил майор Абзал ШАКАРОВ (на снимке), как он считает, честность приравнивается к психическому заболеванию. В самом деле станет ли нормальный человек выносить сор из избы?

В органах Абзал Шакаров прослужил верой и правдой 11 лет, заработав больше десятка поощрений. Но летом 2008 года он сильно подставил родное ведом­ство, сообщив в своем заявлении в “Нур Отан” о том, что одни сограждане незаконно отбывают наказание, а других так же незаконно отпускают.
Как утверждает председатель общественного объединения “Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека”, председатель общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав осужденных в исправительных учреждениях Павлодарской области, член экс­пертного совета комиссии по правам человека при президенте, юрист Светлана КОВЛЯГИНА, полтора года назад Абзал и ей открыл глаза:
- После его рассказов я стала обращать внимание на то, как происходят задержания, и убедилась, что полицейские вконец потеряли бдительность. К примеру, на одном из последних процессов, в котором я принимала участие, сотрудники управления по борьбе с наркобизнесом предоставили в суд в качестве доказательства вины человека кассету с записью его задержания. Видеосъемка об изъятии у него героина началась только с того момента, когда он уже лежал избитый, с закрученными за спину руками, в окружении людей в масках. За кадром раздался голос: “Найдешь в кошельке “Джорджа Вашингтона”, возьми мне, остальное не трогай”... И такую запись полицейские без зазрения совести направили в суд!

Как из майора делали психаИз областного филиала партии “Нур Отан” заявление Абзала Шакарова отправили в областную прокуратуру. Та, в свою очередь, отписала его для проверки в… ДВД. В общем, как у нас положено, жалобу разбирают те, на кого жалуются. Что в таких случаях бывает - тоже извест­но. В сентябре прошлого года сотрудники отдела внутренних дел доставили бывшего своего соратника в областной психоневрологический диспансер вместе с постановлением о проведении судебно-психиатрической экспертизы (СПЭК).
- Скрутили меня в фойе областного суда, - рассказывает Шакаров. - Повезли в психдиспансер. Там приматывали бинтами к кровати, вводили какие-то инъекции, от которых я терял ориентацию во времени и пространстве. Привязали на 18 часов и не отпускали в туалет. Как человек, окончивший Алматинский мединститут, я и без этикеток назвал медперсоналу примерный список психотропных препаратов, которыми меня пичкали.
Тем не менее павлодарские врачи поставили майора на учет с диагнозом шизофрения, паранойя.
Шакаров психом себя не считал, а потому пошел по инстанциям. Дошел до Министерства здраво­охранения. По поручению министра департамент комитета по контролю за качеством оказания медуслуг провел проверку и нашел в дей­ствиях павлодарских психиатров ряд нарушений. После этого экс-полицейскому выделили квоту и отправили для освидетельствования в Республиканский научно-практический центр психиатрии, находящийся в Алматы.

- Там-то наконец узнал, что в моей медицинской карте написано, будто я подкидыш у своих родителей, неоднократно вскрывал себе вены и еще тайком делал атомную бомбу, - рассказывает Шакаров.
В марте этого года в южной столице общественный консультативный экспертный совет (ОКЭС) в составе десяти профессоров вынес заключение о состоянии душевного здоровья Шакарова - “без психических расстройств”. Эксперты установили, что он полностью здоров.
В мае Абзал написал заявление в прокуратуру области с просьбой привлечь к ответственности бывших своих коллег и врачей, пытавшихся сделать из него психа. Надзорный орган передал дело в финполицию.
Заведующий 4-м мужским отделением павлодарского психоневрологического диспансера Александр ЛОБОДЕНКО отправил в Министерство юстиции запрос с просьбой подтвердить, что все обследования Шакарова, проведенные местным СПЭК и алматинским ОКЭС, незаконны. И выяснилось, что дей­ствительно приказы Мин­здрава, регламентирующие работу этих экспертных органов, не были зарегистрированы в Минюсте.
Так что очень скоро следствие зашло в тупик. Дело вроде бы не закрыто, но и ничего по нему не предпринимается. Финполиция все еще раздумывает: а не послать ли в Мин­юст повторный запрос?
А Абзал Шакаров пребывает в бесконечных разъездах между Павлодаром и Астаной. Он обратился с заявлениями в МВД и администрацию президента, требуя признать свое увольнение из органов незаконным.
Как оказалось, у нас сделать из человека психа легко. Обратный процесс дается гораздо труднее.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар, тел. 8-7772265543, e-mail:
ovoronko@mail.kz
Поделиться
Класснуть