9225

Анау-Мынау о Текущем Моменте

Асия БАЙГОЖИНА, искусствовед
Закон деградации
Года два назад, будучи в одном нашем южном городе, я стала свидетелем странного, если не сюрреалистического зрелища. Дело было… на кладбище. Гости съезжались со всей области и даже из других городов страны. Длинные ряды столов были накрыты белоснежными скатертями. Два молодых человека спешно проверяли микрофоны на стойках. Третий с мегафоном в руках инструктировал прибывающих. За оградой стояли вереницы машин и автобусов.

К десяти утра огромная разношерстная толпа, обойдя могилы предков, чинно уселась за столы. Аксакал дал благословение, мулла прочитал молитву. Я терялась в догадках: что за собрание? Поминальный обед на кладбище? Немыслимо! Мой местный спутник явно наслаждался моим недоумением. Тут к микрофону вышел представительный мужчина и объявил… съезд рода N открытым. Дали слово основному докладчику.
Доклад был посвящен сначала успехам: как род за отчетный период продвинулся по служебной лестнице. Никого не забыли - ни “наших” людей в правительстве, ни сельского акима, ни заведующего аптекой. Кто стал генералом, ректором, депутатом. Перечислили награжденных орденами и званиями. Благодарили поименно бизнесменов рода, спонсировавших данное мероприятие. Затем перешли к проблемам и задачам. В каких сферах и отраслях народного хозяйства нет представителей данного рода, на что следует обратить внимание “братьям” во власти.
Знаете, что это напоминало? XXV съезд КПСС! Только на родо-племенном уровне и без упоминания коммунизма. Так же аплодировали “президиуму”. Так же выступали делегаты с мест. С рапортами и жалобами. Все записывалось на диктофон. Солидные люди, сидевшие во главе стола, кивали и “брали на карандаш”. Каждый оратор взывал к духу предков. (В самом деле, откуда же к ним обращаться, как не с кладбища, где упокоена их бренная плоть?) До сих пор жалею, что рядом не было оператора с камерой или хотя бы “мыльницы” в руках - вот было бы кино!
Поделилась впечатлениями со студентами. Оказалось, родо-племенные съезды им не в новинку. В случае, который я наблюдала, экзотичным, на их взгляд, было лишь место. В основном родовые съезды-слеты проходят в Домах культуры, санаториях и профилакториях.

- Это как сбор одной большой семьи, - пояснила одна из студенток.
- Да, это можно рассматривать как способ самоорганизации общества, когда государство устраняется от своих обязанностей, - подтвердил немецкий коллега, хорошо знающий наши реалии. - Почему это тебя удивляет?
Но такие вещи не только удивляют, но и уязвляют. Получается, мы не избавились от советского образа мыслей и действий и одновременно попали в капкан рудиментарно-архаических представлений о себе как нации. Один из современных философов определял это как закон социальной деградации.
Что это значит? Когда разрушается прежняя социальная организация общества, то новая, с одной стороны, регенерирует важнейшие черты прежней ( в нашем случае - советской), а с другой - воспроизводит определенные черты социальной организации более низкого эволюционного уровня, исторически предшествовавшей разрушенной. То есть происходит упадок всех аспектов жизни общества. В Казахстане закон социальной деградации проявляется как реанимация обычаев предков, которая на деле не что иное, как имитация. То, что мы культивируем, - не традиция. Это косность, невежество, зависть и чванство. Мы наблюдаем, по сути, собственный распад. Противостоять этому могут только люди чести. Об этом писал еще Абай. Вот только есть ли они среди нас - здесь и сейчас?

Тамара КАЛЕЕВА, президент международного фонда защиты свободы слова “Әдiл сөз”
Умысел не есть обман...
В минувшее воскресенье, в День казахстан­ской журналистики, мне снова звонил Вадим КУРАМШИН. Снова почти в истерике: его отчаянные попытки получить условно-досрочное освобождение проваливаются одна за другой.
Вадим осужден за клевету. В 2006 году сельчане Северного Казахстана попросили его помочь в имущественном споре с владельцем крестьянского хозяйства. Вадим увлекся: копался в документах, выступал в судах, участвовал в сходках, рассылал челобитные. Об этом и написал большую статью. За эту статью и сел.
Вообще-то в составе преступления, именуемого клеветой, главный или, как говорят юристы, квалифицирующий признак - заведомость. Это когда автор лжет сознательно, или, говоря официальным языком, имеет умысел оболгать. Еще правоведы утверждают, что эта статья Уголовного кодекса - мертвая: попробуй проверь, какой замысел был у сочинителя в голове. Но суд этими нюансами не заморачивался, документами и свидетелями не смутился, экспертизой не озаботился. Суд просто нашел в тексте неточности, сослался на личные неприязненные отношения и приговорил Курамшина к лишению свободы на три года десять месяцев.

Таких наказаний за клевету в СМИ наш Уголовный кодекс не предусматривает, максимум - ограничение свободы до двух лет. Вадиму и дали за статью один год. Но тут же припомнили его старые грехи, назвали публикацию в газете рецидивом прошлых преступлений и в совокупности закатали по самую маковку.
ОБСЕ который год взывает: клевету и оскорбление необходимо декриминализировать. Однако наше Министерство внутренних дел стоит за уголовное судопроизводство. В последнем варианте полицейского законопроекта о диффамации, в который удалось заглянуть, лишение свободы вообще не упоминается. Так чего, казалось бы, упираться? Но станет ли этот проект законом - это еще большой вопрос. А пока есть возможность читать газету через призму Уголовного кодекса, остается и возможность упрятать журналиста за решетку - mеmento mori, так сказать.
Вадим о празднике журналистов, конечно, не вспомнил. А Токберген АБИЕВ, бывший главный редактор бывшей газеты “Закон и правосудие”, вспомнил и поздравил из колонии эсэмэской.
Его газета нападала на многих, и многим это очень-очень не нравилось. Но редактора в прошлом году посадили не за публикации, а за взятку. По этому поводу финансовая полиция издала пресс-релиз, в котором доходчиво объяснила, что Т. Абиев пытался за три тысячи долларов купить у ответственного сотрудника важного государственного агентства материалы, компрометирующие работников судебных органов. Как наказан ответственный сотрудник важного агентства, куда делся компромат на судей, был ли вообще этот компромат - об этом полицейские пресс-релизы не сообщили. Такая вот подстегивающая воображение интрига, но и это еще не финал! Потому что редактор Абиев, сидя в колонии, получил еще три года - за злостное неисполнение решения суда. Было несколько лет назад такое решение - выплатить пяток миллионов морально пострадавшему герою публикации. Платить и тогда было нечем, а уж за решеткой и вообще не с чего. И вот, пожалуйста, рецидивчиком попахивает!
Обвинение в злостном неисполнении решения суда - новомодное и, похоже, весьма перспективное направление взаимоотношений государства и журналистов. Наши уважаемые судьи в последнее время щедро раздают обиженным чиновникам отсутствующие у газет миллионы, так что кандидатов в преступники среди пишущей братии прибавляется.
С прошедшим праздником, коллеги!

Валерия ИБРАЕВА, директор Центра современного искусства
А у них в квартире газ. А у нас?
Я приехала в Италию на пресс-конференцию и церемонию открытия выставки, завершающие предварительную восьмимесячную работу по формированию экспозиции “Восток из ниоткуда” в городе Турине, в центре современного искусства “Проект 107”.

Поскольку я член кураторской команды, не могу оценивать достоинства и недостатки выставки, но могу привести факты. Страны-участницы - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан и Монголия. Площадь выставочного зала - 4000 кв.м. Количество художников - 32 , из них 16 - казахстанцы всех трех поколений, участ­вующие в дискурсе современного искусства. Количество выставленных проектов - 64. К выставке издан 320-страничный каталог с текстами, картинками, информацией о художниках и перечнем наиболее важных событий в современном искусстве региона начиная с 1989 года. Почти все экспонирующиеся работы уже куплены, а пресса о выставке составляет сейчас, только на время начала ее работы, довольно толстую папку газетных вырезок.
На пресс-конференции присутствовал представитель мэрии Турина, который особо отметил вклад центра “Проект 107” в развитие города. На вернисаж съехались галеристы и коллекционеры из Рима, Милана, Неаполя и журналисты из всей Италии, а также из Франкфурта, Лондона и Будапешта.
Возможно ли представить подобное у нас? Картина почти фантасмагорическая - наш бизнесмен за свой счет пригласил малоизвестных художников из отдаленного региона, Алматинский акимат его с энтузиазмом поддер­живает и горячо благодарит за вклад в развитие города и страны, а газетчики всего мира хотят рассказать об этом событии.

Да еще и зрители были бы страшно заинтересованы, всячески подбадривая и поощряя участников.
В Италии же действительно все без исключения гости туринской выставки были осведомлены о персональной выставке шымкентца Саида Атабекова, открывшейся неделей раньше в Милане, и о среднеазиатском павильоне на знаменитой Венецианской биеннале, открытие которой ожидалось неделей позже. Титульный лист каталога 53-й биеннале в Венеции на трех языках - итальянском, английском и казахском. При этом Казахстан - одна из немногих стран, не вложившая в вышеуказанное событие ни тиынки, в отличие, например, от мини­стерств и культурных организаций Англии, Германии, Марокко, Ирана и Литвы. А ведь национальные представительства на Венецианской биеннале - это лицо каждой страны, ее идентичность, честь и достоинство. Среднеазиатский же павильон финансируется Голландией, и курируют его то россияне, то турки.
Вновь представим подобную ситуацию у нас в Казах­стане, где происходит не съезд нефтяников или генералов, а культурное событие мирового значения - действительно интересное, а не для галочки. Итальянский павильон курируется эстонцем, а деньги дала Республика Габон. В рамках события проходят конференции и семинары с участием мировой интеллектуальной элиты, формирующей культурно-геополитические тренды на последующие годы. В сравнении с Венецией, где за полгода работы выставку посещают до 5 миллионов человек, у нас - 16 миллионов. Гостиницы, бизнес-центры и рестораны переполнены. Издатели, переводчики, журналисты, работники сферы обслуживания и Минкульта сбиваются с ног. BBC и “Евроньюс” говорят о Казахстане не переставая, и инвестиционный климат в стране немедленно признается самым благоприятным в мире. Деньги текут рекой в бюджет глобального центра современного искусства, город Нур-Васюки. И казахстанские художники на вернисаже с гордостью сообщают итальянцам: “Здесь, из этого окна, площадь Тэуелсiздiк видна… А из вашего окошка - палаццо дожей, но немножко…”.
Поделиться
Класснуть