9474

Шаманы денег не берут

Шаманы денег не берутНа Международном курултае сказителей в российском Горном Алтае, куда съехались более 20 тысяч ценителей древнего искусства со всего мира, зрители впервые увидели казаха, поющего горлом. А когда представители двух основных школ горлового пения - тувинской и алтайской - узнали, что солист этногруппы “Каганат” из Семея Сералы МУХАМЕТКАЛИЕВ - самоучка, даже на время забыли об извечном споре между собой за первенство.

Домой Сералы вернулся с дипломом лауреата первой степени в номинациях “сказительство” и “горловое пение” и с кучей приглашений на гастроли в разные страны. Но главное - в нем окрепло намерение открыть в Семее школу певцов-горловиков. “Вот только чувствую, что мне не найти учеников, - вздыхает Сералы. - Все боятся!”
И страх этот оправдан: каждый выход на сцену исполнителя горловой песни подобен смертельному трюку. Ведь ошибка грозит потерей зрения, раком горла и необратимыми изменениями мозга! Но даже если горловик не будет отходить от правил, тяжелейшие нагрузки рано или поздно дадут о себе знать: у таких певцов многократно учащается сердцебиение, повышается давление.
Не случайно в Монголии горловое пение приравнивается к труду шахтеров. А в Туве ведутся разговоры о том, чтобы узаконить досрочный выход горловиков на пенсию. Обо всем этом Сералы Мухаметкалиев узнал только на Международном курултае сказителей, проходившем с 9 по 12 июля этого года в селе Ело Ондугайского района Республики Алтай.
- Но, если бы я даже знал о риске с самого начала, меня бы точно это не остановило! - улыбается он. - Что хотите - зов крови!
Предки певца - великие шаманы - лечили горловым пением душевнобольных. Со стороны отца это Архарбай-баксы родом из Восточного Казахстана. А со стороны матери Байжуман-баксы, прославившийся на весь Китай тем, что на свои средства содержал лечебницу. Его жена кормила и обстирывала больных, а он сам находил страждущих и свозил к себе со всех волостей. Кстати, на следующем фестивале сказителей в Горном Алтае, где уже соберется 4 миллиона (!) человек, состоится посвящение в шаманы самого Сералы Мухаметкалиева. После чего он станет единственным шаманом в современном Казахстане.

Шаманы денег не берут- Получается, что вы тоже сможете лечить людей?
- Вообще-то шаман в нынешнем понимании этого слова - учитель, - разъясняет Сералы. - Но, если кто-то обратится ко мне за помощью как к лекарю, не имею права отказать. И не возьму за это ни тиынки. К слову сказать, школу горлового пения тоже собираюсь сделать бесплатной. Да и за выступления нашей группы в Германии, Монголии, Китае, Беларуси, Калмыкии, куда нас пригласили на гастроли, мы не возьмем гонорары. Ведь на горловом пении исстари запрещалось делать деньги. К сожалению, нынешние исполнители об этом забывают. На фоне возрастания интереса к горловому пению на Западе священное искусство превращается в бизнес. Горловики из Тувы на гастролях в Америке зарабатывают больше модных диджеев. А в саму Туву рвутся иностранцы, жаждущие научиться петь горлом. За месяц обучения они выкладывают от 300 до 500 долларов…
Сералы своим учителем считает заслуженного артиста Российской Федерации, алтайского шамана Болота БАЙРЫШЕВА, снимавшегося в остросюжетном фильме “Охота на пиранью” с такими кинозвездами, как Владимир МАШКОВ и Евгений МИРОНОВ.
- Байрышев стал для меня импульсом, разбудившим гены, - говорит Сералы.

Шаманы денег не берутЧерез некоторое время он уже начал сочинять для себя песни на староказахском, тюркском и сакском. Во время записи одной из песен на местной студии потомок шаманов познакомился с юной певицей Сюзанной, согласившейся стать его бэк-вокалисткой. А ее отец Александр ИВАЩЕНКО отлично справился с ролью аранжировщика. Так и появилась группа “Каганат”, взявшая на себя миссию возрождения казахского горлового пения, фактически исчезнувшего после революции.
- На пути к курултаю мы столкнулись с массой препятствий: от отсутствия финансирования до дурных примет! - восклицает Сюзанна. - А на горном серпантине мы едва не разбились. В нас врезался пьяный водитель, и наша машина оказалась в сантиметре от края обрыва! Но, видно, было суждено, чтобы на Алтае узнали: у казахов тоже есть горловое пение. Тувинцы использовали этот вид пения для общения с лесными духами. Алтайцы пели горлом длинные эпические сказания - кайи. А к казахам этот стиль пришел еще со времен саков, в VI-VII веках, в виде военных песен. Исполнялись они войском перед сражением, и тогда воинам смерть была не страшна. Казахский стиль горлового пения в исполнении нашего без пяти минут шамана Сералы на Алтае нашли высоким и чистым. Хочу ли я быть шаманкой? Ну уж нет! “Шаманить” женщинам разрешается лишь в старости. Иначе можно накликать на свою семью страшные несчастья. А вот горловому пению Сералы меня обещал научить. Кто не рискует - тот не выступает на курултае!

Милана ГУЗЕЕВА, фото Александра ИВАЩЕНКО, Семей
Поделиться
Класснуть