ЗАГРЕБут по полной
Уже в самом ближайшем будущем в Алматы будет внедрена самая, по заверению властей, передовая, созданная по европейским стандартам система городской парковки. При этом городская казна, будь на то воля спонсора, не заплатит за нее ни копейки.Помнится, в феврале текущего года тогда еще заместитель, а ныне директор ГКП “Алматыпаркинг” Саин УТЕГАЛИЕВ клятвенно обещал нашей редакции навести порядок на улицах и во вверенной ему компании: сделать оплату парковки обязательной для всех водителей без исключения; нарядить парковщиков в новые жилеты с номером телефона доверия и снабдить их бейджами; запустить во втором полугодии пилотный проект парковки с оплатой через автоматы (см. “Хоть паркуй, хоть не паркуй”, “Время” от 3.2.2009 г.).
Пока что из всего этого выполнены обещания по жилетам (вместо синих теперь желто-зеленые) и бейджам... А бардак как был, так и остался.
Самое примечательное, что “Алматыпаркинг” подчиняется напрямую акимату. То есть получается, что весь этот жилеточный беспредел творится с молчаливого одобрения городских властей. Ну не может же компания просто так, безнаказанно собирать деньги с водителей на протяжении 15 лет! Несмотря на многочисленные проверки со стороны налоговых инспекторов и финансовых полицейских, протесты со стороны общественности и депутатов маслихата, а также прошлогоднее заявление пресс-секретаря Агентства РК по защите конкуренции Маржан ОРДАБАЙ о том, что ГКП “Алматыпаркинг” не имеет права заниматься оказанием услуг по парковке и охране автотранспорта.
- Бардак в этой сфере есть, - признает в интервью нашей газете руководитель аппарата акима Алматы Бахытжан ДОСПАНОВ. - Часть денег оседает в карманах работников ГКП “Алматыпаркинг”, на улицах порой работают люди, которые не имеют к ГКП никакого отношения. Неоднократно проводили проверки и сотрудники финпола, и члены партии “Нур Отан”, и журналисты. И каждый раз всплывали такие моменты.
Мы долго беседовали о нелегкой ситуации с паркингами в южной столице с руководителем аппарата акима. Поговорили о том, что водителю проще заплатить “жилету” сто тенге, чем переживать, не поцарапает ли тот машину в отместку за неуплату. О том, что многочисленные развязки помогают справиться с пробками лишь по периметру города, но никак не в центре. А также о том, что большим подспорьем в разгрузке мегаполиса от транспорта станет создание муниципальных автобусного и велосипедного (где двухколесные средства передвижения будут сдаваться в аренду) парков. В итоге Бахытжан Доспанов сообщил о новациях, которые планирует внедрить ГКП “Алматыпаркинг” уже в самое ближайшее время.
- Первое, что сделал директор ГКП Саин Утегалиев после своего назначения, - поехал в хорватский город Загреб, - говорит руководитель акима. - Причем поехал за свой счет. Считается, что в Загребе очень хорошая система парковки, и было принято решение применить их опыт в Алматы. Суть в том, что город разделят на сектора. К примеру, в центре парковка будет стоить 300 тенге в час, чуть дальше от центра - 200 тенге, а на окраинах - 50 тенге. При этом оплата будет производиться с помощью мобильного телефона либо парковочного автомата. Стоимость проекта - примерно 4,3-4,7 млн. евро. Но из бюджета на этот проект не будет выделено ни копейки. Все будет делаться за счет спонсоров.
Он также добавил, что к реализации проекта подключат проектные институты и управление дорожной полиции ДВД Алматы.
- Утегалиев только недавно стал директором ГКП, и ему нужно помочь, - попросил напоследок Доспанов. - У него очень много идей, как улучшить систему парковок. Просто ему надо дать время и не рубить на корню. Не нужно вставлять палки в колеса...
Вставлять палки в колеса молодому директору мы не намерены. Но давайте поразмыслим.
Во-первых, инициатива чиновника (“Алматыпаркинг” является государственным казенным предприятием, а значит, его директор - госслужащий. - Р.Б.) поехать за рубеж за опытом весьма похвальна. Но то, что Утегалиев совершил вояж за свой собственный счет, похоже на фантастику: мы еще ни разу в своей жизни не видели чиновника, готового пожертвовать своими сбережениями во благо отечества.
Во-вторых, многочисленные проверки, о которых говорил г-н Доспанов, выявляли только нарушения со стороны сотрудников ГКП “Алматыпаркинг” и лжепарковщиков. Вызывает большое удивление, что финпол и налоговая инспекция затевали проверки только с этой целью. Лучше бы они проверили доходность ГКП. Мы как-то пытались это сделать: постояли несколько часов возле ЦУМа, на привокзальной площади Алматы-2, на рынке возле кинотеатра “Сары-арка”. Так вот, наши наблюдения показали, что за час паркуются минимум 30 машин. Умножаем это количество на 100 тенге и на 12 часов. Получается 36 тысяч тенге в день или же 1,116 млн. в месяц только по одной парковке. В городе же мест, где нет парковщиков ГКП “Алматыпаркинг”, практически не осталось. Они есть на обоих железнодорожных вокзалах, на всех городских рынках, возле парков и многочисленных супермаркетов. Не стоит также забывать и о ночных парковках - к примеру, вдоль улицы Шаляпина от Алтынсарина до Саина и прочих. Объемы денежных сборов поражают воображение: по данным УДП Алматы, ежедневно на городские дороги выезжают до 500 тысяч автомобилей. Если хотя бы 15 процентов из них припаркуются один раз, то за день набежит 50 тысяч долларов, а за месяц - 1,5 миллиона долларов. Для точного же подсчета доходов ГКП требуется участие контролирующих финансовых органов, которые и должны это делать. Допустим, те же сотрудники Налогового комитета могут подсчитать хронометражным методом (который прописан в Налоговом кодексе) финансовые поступления ГКП “Алматыпаркинг” и сравнить с налоговыми отчислениями этой компании. А также с затратами, которые она, по словам Утегалиева, производит в связи с ремонтом всех подземных переходов и содержанием штрафстоянок. Думается, прибыли в сухом остатке хватит с лихвой на строительство нескольких развязок и кучи паркингов в придачу. Однако фискальные органы почему-то предпочитают лишь отлавливать фиктивных сотрудников ГКП - видимо, с целью устранения конкурентов в этом бизнесе и в интересах тех, кто за этим стоит.
В-третьих, большое возмущение вызывает тот факт, что парковщики, наплевав на правила дорожного движения, паркуют машины “елочкой”. Правила дорожного движения утверждены правительством Казахстана, а значит, имеют силу закона. Но акимат и ГКП “Алматыпаркинг” считают, что вправе менять законы по своему усмотрению. Не случайно же планируется привлечь к реализации нового проекта УДП, с тем чтобы получить возможность парковать машины “елочкой” там, где позволяет ширина улицы. Давайте в таком случае отменим в Алматы все законы РК и будем жить так, как будет угодно высокопоставленной группе лиц.
В-четвертых, совсем непонятно, кто решил, что для внедрения хорватского опыта парковки нам требуются спонсоры. Акимату, если у него самого нет денег, лучше бы взять на эти цели кредит в банке, хоть под 50 процентов годовых. С такими сборами, как у “Алматыпаркинга”, кредит вместе с процентами “отобьется” за несколько месяцев. Но власть почему-то не хочет этого сделать. Видимо, кому-то очень надо по-строить собственный бизнес, не требующий большого ума и финансовых вложений, но обеспечивающий стабильный денежный поток на долгие времена.
И наконец, в-пятых. Еще в 1999 году, в бытность акимом Алматы Виктора ХРАПУНОВА, газета “Время” предлагала свое решение проблемы с парковкой. Причем для его реализации столько денег не понадобилось бы. Вкратце суть заключалась в комбинировании израильского и чешского опыта: водитель заранее в сети киосков (например, торгующих прессой) покупает парковочный талон, на котором имеется сетка дат и времени, покрытая защитной пленкой. Паркуя машину, он оставляет под стеклом внутри салона талон, где указывает дату и время парковки, стирая защитный слой в соответствующих ячейках сетки. Инспектор парковочной службы проверяет талоны. Если обнаруживает, что талона нет или что он просрочен, то надевает на колесо блокиратор. Как только водитель оплатит в ближайшей кассе парковку и штраф, он звонит в центральный офис парковочной службы. Тут же к его автомобилю подъезжает человек с ключами от блокиратора - и машина освобождена. Дешево и сердито. При этом все деньги за парковку, а это весьма немаленькие суммы, поступали бы в бюджет, а не в карман спонсорам, которые, проплачивая внедрение схемы Загреба, загребут по полной.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, ruslan@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

