11200

“Свободу” - белой горячке!

В частном реабилитационном центре “Свобода”, что на окраине Алматы, лечат наркоманов и других зависимых “словом божьим” и успешно берут за это деньги. С историей одного такого “лечения” к нам в редакцию пришел алматинец Алексей АНЧИН.

Старший сын Алексея, назовем его Игорь, - 29-летний инвалид с детства - страдает ДЦП. Парень успешно окончил вуз, устроился на хорошую работу. Вот только со сверстниками общего языка найти не мог. Согласитесь, больному человеку тяжело постоянно смотреть, как во дворе ребята общаются, дружат, обнимаются и целуются с девушками. И Игорь запил.
- Я его и уговаривал, и бил, и умолял - ничто не помогало; сын постоянно приходил домой пьяный, - рассказывает убитый горем отец. - Потом он стал убегать из дома то на барахолку, то на вокзал - попрошайничал. А пару месяцев назад наткнулся в газете на объявление реабилитационного центра “Свобода” - там обещали помочь и наркоманам, и алкоголикам, приобщая их к Богу. Я позвонил, по телефону мне сказали, что лечение будет стоить 60 тыс. тенге в месяц. Для меня это большие деньги; я всю жизнь на заводе проработал, а в последнее время вообще перебиваюсь случайными заработками. Но решил, что для сына деньги найду.
10 июня 2009 года Анчин собрал Игоря и повез в реабилитационный центр. Уже на месте ему сказали, что лечение будет стоить не 60, а 75 тыс. тенге. Алексей заявил, что смог собрать только 40 тысяч. В “Свободе” согласились и на это, но наказали, чтобы остальную сумму отец молодого алкоголика обязательно внес позже. Затем предложили подписать договор. В нем пункт оплаты преподносился как “благотворительный взнос”, причем с оговоркой, что деньги возврату не подлежат. Алексей договор подписал.

Уже через два дня, 12 июня, Анчину позвонили из реабилитационного центра: “Срочно приезжайте, у вашего сына началась белая горячка”. Отец все бросил, приехал и увидел у входа в “Свободу” машину “скорой помощи”. Его парня, по словам отца, “никакого” вывели на улицу, усадили в карету и увезли в городской наркодиспансер. Там после небольшого совещания врачи приняли решение госпитализировать Игоря. Три недели он проходил реабилитационный курс лечения в диспансере, причем совершенно бесплатно.
- Когда я забрал сына, тот рассказал, что в “Свободе” его два дня поили водкой, - говорит Алексей. - Я поехал разбираться. Пришел без скандала - просто попросил вернуть деньги за лечение, даже согласился, чтобы часть денег вычли за те дни, которые сын пробыл у них. Мне же сказали: согласно договору, который я подписал, возвращать деньги мне не будут. Я стал уговаривать: мол, мне нужно снова класть сына в больницу, требуются деньги. В ответ - снова отказ. Тогда я стал предъявлять претензии - зачем поили сына? Их отговорка: у него без водки якобы могло остановиться сердце. Я написал официальное письмо-жалобу и попросил его завизировать. “Лекари” опять категорически отказались. Сунули мне 10 тысяч тенге и сказали, чтобы я больше там не появлялся: мол, они в любом случае прикроются договором.
Теперь я понимаю, что в нашем соглашении “лекари” должны были четко написать, что взносы пациентов - это плата за услуги. Они же сделали хитро: деньги клиента списывают как благотворительность. А ведь я, когда привез сына в “Свободу”, даже посидел на их проповеди. Вроде все говорят правильно: надо любить Бога, надо стараться не грешить, а сами вот так поступают!

Мы
посетили реабилитационный центр - большое здание бывшего Дома культуры, где живут несколько десятков наркоманов, алкоголиков, бывших зэков. Повсюду в здании развешаны цитаты из Библии. В зале собраний “группа прославления” исполняла очередную христианскую песню. Уже с порога исполнительный директор центра Сергей ЭМ заявил: “Хочу сразу предупредить: мы протестанты, пятидесятники”.
Сергей провел нас по центру. Вот совсем пустой класс для занятий - без стульев и парт. Вот простенькая кухня, где бывшая наркоманка Елена режет на ужин огурцы и шаблонными фразами рассказывает о том, как она “получила любовь”, как ее “коснулся Господь и исцелил”, как она благодарит Бога за пастора Валериана. А вот и святая святых - большой отсек, где почему-то под замком держат “воспитанников” церкви. После экскурсии нас провели к директору центра пастору Валериану КОГАЮ.
- Если хотите делать выводы о нашей работе, судите не по моим или чьим-то словам, а по плодам - начал нашу беседу духовный наставник алкашей. - А плоды такие: за 9 лет мы помогли излечиться тысяче людей. Я сам 14 лет был наркоманом и излечился. Здесь были люди, которые сидели за убийство, дети начальника КНБ одного города, сын атташе. Кто им поможет, как не мы?

- Но есть еще врачи-наркологи.
- Врач может только снять “ломку”. Но проблема сидит глубоко в разуме. Это проблема не медицинская. Здесь может помочь только тот, кто сам прошел через это.
Я помню отца того парня. Я сразу сказал, что это - мент.

- Вообще-то он простой трудяга, всю жизнь пропахал на заводе.
- Да? Ну дело не в этом. Он сам же подписал договор и знает, что деньги не возвращаются.

- Но ведь вы не оказали услугу, следовательно, нарушили договор.
- Это он нарушил! Его парня начало “кумарить”, вот он и стал теребить отца, чтобы тот его забрал.

- Но ведь после вашего “лечения” парня через два дня забрала “скорая”?
- Да, ведь у нас нет капельниц. После лечения в диспансере мы можем его обратно забрать. Мы же договор не нарушаем!

- Отец говорит, что после вашей “терапии” сына придется отдавать уже настоящим, дипломированным врачам. Кроме того, после лечения в “Свободе” у парня парализовало руки. Зачем вы дали ему водку?
- Когда начинается трясучка, говорят, что белой горячки можно избежать, выпив водки.

- Родители отдают вам сына, чтобы он излечился от алкоголя. А ему здесь наливают, после чего он попадает в бесплатную государственную клинику. В чем логика такого лечения?
- Мы же не наливаем, чтобы он кайфовал.

- Однако парня доставили в состоянии белой горячки.
- Видимо, у него было тяжелое похмелье, которое стало проявляться через несколько дней.

- А есть ли у вас лицензия на занятие врачебной деятельностью?
- Нет, она нам не нужна.

- Почему обязательный платеж за “духовное лечение” - 75 тысяч тенге в месяц - у вас именуется “благотворительным пожертвованием”?
- Попробуйте подсчитать наши затраты: коммунальные платежи, питание, аренда, зарплата учителям. Вот на это и уходит оплата. Государство же нам не помогает. И если человек скидывает на нас свою проблему, а платить не хочет - разве так делается?
К тому же перед финансовыми органами мы должны быть прозрачны. Если человек внес деньги и мы выдали ему квитанцию, то отчет перед госорганами должен быть строгим. А нам сейчас тяжело, каждая копейка на счету. Я поэтому и отцу того парня говорил: мы уже закупили на те деньги продукты - хотите, вернем их луком или картошкой. Он не захотел...

Виктор БУРДИН,фото Владимира Третьякова, Алматы

Комментарий в тему

Бахыт ТУМЕНОВА, президент общественного фонда “Аман-Саулык”:
Хочешь лечить - получи лицензию
- Частные центры могут взять на себя обязанности лечить от наркомании и алкоголизма, но для этого должны иметь лицензию на эту деятельность. Поскольку лицензии у центра “Свобода” нет, а они берутся лечить, то это материал для работы налогового департамента, финпола и комитета по контролю в сфере медуслуг. Я тоже работаю в общественном фонде, у нас тут пять кандидатов меднаук, но это не значит, что мы имеем право заниматься здесь лечением. В “Свободе” же нет врачей и нет лицензии. Поэтому они категорически не имели права брать острого больного. Родители могли этого парня просто потерять.
В лечении наркоманов есть практика: их отправляют в церкви или мечети. Но это лишь на последней стадии лечения, когда после избавления от зависимости им нужно вернуть социальную ориентацию.
Этот случай ярко говорит о правовой безграмотности населения. Церковь, конечно, внушает доверие, но сдавать сына-алкоголика непонятно куда - необдуманный шаг. Вот и попадаются люди.
Кстати, алкоголики лечатся в госучреждениях бесплатно. А в фонде “Свобода” просто воспользовались тем, что люди не хотят огласки.
Поделиться
Класснуть