20349

Закон кривого действия

Закон кривого действияНа этой неделе Национальный центр тестирования Министерства образования и науки РК опубликовал списки обладателей национальных грантов. Явные нестыковки в них увидели родители нескольких учеников, имеющих знак “Алтын белгі”, - круглых отличников, набравших высокие проходные баллы, но так и не получивших вожделенных грантов. При этом в тех же списках счастливчиков значились ребята, которые набрали совсем мало очков - чтобы едва дотянуть до тройки.

Эти родители пришли в редакцию газеты “Время” со списком обладателей грантов, опубликованным в официальной прессе. Отдельной графой в нем идут более тысячи обладателей знака “Алтын белгі”. Положение об этом знаке, утвержденное постановлением правительства РК № 1253 от 21 декабря 2007 года, гласит: “Знаком “Алтын белгі” награждаются учащиеся, показавшие примерное поведение, имевшие годовые и итоговые оценки “5” по всем предметам учебного плана в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования”.
Как известно, теперь казахстанские 11-классники сдают единый госэкзамен - и выпускной, и вступительный - ЕНТ. Чтобы определить, кто отличник, а кто ударник, была разработана шкала перевода баллов сертификата ЕНТ, которая выложена на сайте Министерства образования и науки
www.edu.gov.kz . Согласно этой шкале оценку “5” получает тот абитуриент, который набрал:
- от 21 до 25 баллов из 25 возможных по родному языку,
- от 21 до 25 баллов по истории Казахстана,
- от 20 до 25 баллов по математике,
- от 21 до 25 балов по профильному предмету,
- от 18 до 25 баллов по неродному языку (для казахских школ - русский, для русских - казахский).

Таким образом, чтобы получить “Алтын белгі”, нужно набрать как минимум 101 балл. Однако в списках обладателей грантов среди “значкистов” числятся несколько десятков ребят, набравших до смешного мало баллов. Например, Хилола Негматжановна КАХАРОВА набрала 53 балла, Хабиб Давранович ХАСАНОВ - 55, а Мунира Пархатовна АБДУЛЛАЕВА - 56, и все же они чудесным образом оказались в числе победителей. По словам родителей, попытавшихся расшифровать коды школ, указанные в списке, большинство из них расположено в Южно-Казахстанской области.
Мы обратились к замдиректора Национального центра тестирования Бахытжану ТУРДАЛИЕВУ.
- Дело в том, что школьники, оканчивая 11-й класс, могут по желанию участвовать в ЕНТ либо не участвовать, - пояснил он. - Во втором случае “Алтын белгі” присваивается отличникам на основании сданных ими обычных выпускных экзаменов.

- А если потом они захотят поступить в вуз?
- Для того чтобы поступить в вуз, ребята должны иметь сертификаты, которые присваиваются после сдачи комплексного тестирования (оно проходит позже ЕНТ. - В. Б.). И если у абитуриента есть “Алтын белгi”, он имеет преимущество перед другими абитуриентами. Поэтому если он даже набирает минимальный проходной балл - 45, то может претендовать на грант.

- Выходит, во многих школах ученики вместе с учителями придумали хитрый способ малой кровью заработать себе грант?
- Это закон такой - они имеют право!

- А почему среди тех, кто набрал малое количество очков, почти нет ребят русской и казахской национальности?
- Потому что правом не сдавать ЕНТ пользуются национальные школы, в первую очередь - уйгурские и узбекские.

Пока родители не получивших гранты отличников “воюют” на апелляционных комиссиях, директор департамента стратегии развития Минобразования Серик ОМИРБАЕВ рассылает ректорам казахстанских вузов “письма счастья”.
В них он рассказывает, что по итогам тестирования 2009 года 36 обладателей знака “Алтын белгi”, 26 победителей международных олимпиад и 19 победителей международных научных соревнований не смогли получить гранты. Г-н Омирбаев настоятельно просит руководителей вузов выделить этим ребятам ректорские гранты и стипендии.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарии в тему

Петр СВОИК, заместитель председателя партии “Азат”:
- Ученики идут на сделку с преподавателем - такова печальная реальность. Ведь статус самого преподавателя во многом определяется уровнем подготовки его учеников. Поэтому он кровно заинтересован в том, чтобы ученики получали хорошие оценки, и будет завышать им отметки.
Система выявления знаний у нас неправильная. Она должна быть более многоступенчатой, чем сейчас. Один раз за 11 лет попытаться протестировать детей - неправильно. Тестирование по своей сути неплохо, даже необходимо. Но не один раз за жизнь, а чаще, по идее - каждый год. Понятно, что тесты должны быть щадящими, с возможностью пересдачи, тогда для ребенка они будут привычным делом, а не стрессом и не лотереей, каковой сейчас является ЕНТ.
Параллельно с учениками тестировать нужно и сами учебные заведения по общереспубликанской схеме. Ведь, сами понимаете, уровень подготовки в алматинской школе и провинциальной совершенно разный.

Бахытжан ТОРЕГОЖИНА, лидер общественного фонда “Ар.Рух.Хак”:
- На днях к нам обратилась абитуриентка по имени Гульзат. Она заработала очень высокий балл на ЕНТ по специальности “экономика”, но не вошла в список обладателей грантов. Гульзат хотела поступить в КазНУ им. аль-Фараби - туда было выделено аж 26 мест по этой специальности. Когда мы пошли разбираться в вуз, нам сообщили, что все эти места отданы выпускникам - представителям одной из малочисленных национальностей Казахстана. Когда мы спросили, на основании чего так делается, нам сообщили, что была такая установка “сверху”.
Поделиться
Класснуть