7127

Ты очень хорошая...

Ты очень хорошая...В южной столице вот уже восемь месяцев работает национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи. Только в прошлом месяце тут прозвучало 2018 звонков. Каждому пятому звонящему требовалась консультация психолога или юриста.

Зульфия БАЙСАКОВА, президент Союза кризисных центров Казахстана, при котором открыт телефон доверия, считает, что чиновники от образования не заинтересованы в том, чтобы подростки знали о существовании их службы. Чиновники опасаются, что ученики могут нарисовать подлинную картину школьной жизни.
К примеру, одна из позвонивших бабушек уже не один месяц пытается доказать факт поборов в учебном заведении, где ее внук получает знания. Женщина имеет доказательства в виде диктофонной записи и списка родителей, отдавших от 35 до 45 тысяч тенге за то, чтобы их чада могли получать знания.
Бабушке подсказали, в какие инстанции она может отправить свой разоблачительный материал. Но ее ожидало разочарование: никто не спешит принимать меры. Поэтому она снова звонит на телефон доверия, чтобы спросить: может, нам с внуком уйти в другую школу?
А недавно позвонила тетя мальчика, который живет в Костанае. Ребенку нужна консультация психолога на казахском языке. Из всех предложенных вариантов женщина выбрала специалиста в Астане, куда родителям будет легче привезти подростка. Чтобы получить координаты человека, который может помочь племяннику, заботливой тете понадобилось два звонка. А у сотрудников телефона доверия на это ушло полтора дня.
Работают они, кстати, круглосуточно, сменяя друг друга.

Сейчас Союз кризисных центров пытается добиться, чтобы детишки и молодежь всей страны могли в трудную минуту позвонить им и получить консультацию специалиста бесплатно. К сожалению, переговоры пока ни к чему не привели, поскольку за желание помочь подрастающему поколению в сложные для них моменты кризисный центр должен ежемесячно оплачивать 200 тысяч тенге за каждую область и два города республиканского значения. Сумма получается неподъемной для неправительственной организации, сотрудничающей с государственными структурами, куда ежемесячно отправляется мониторинг звонков, где черным по белому написано: “Девочке четырех лет, которая подвергалась избиению матерью, была вызвана милиция по адресу проживания девочки. Написаны письма в департамент по защите прав детей города Алматы, главному специалисту органа опеки и попечительства Жетысуского района. С двумя абонентами мы поддерживаем постоянную связь”.
Полицию и “скорую помощь” вызывают, когда детей необходимо экстренно защитить. Однажды в мороз девочка выскочила из дома в чем была и набрала номер телефона доверия из ближайшего магазина: “Пьяный отец избивает маму, а меня с братиком и сестрой бьет бутылкой из-под спиртного по голове”. Пока один психолог, успокаивая, “держал” ребенка на линии, второй сотрудник с другого аппарата звонил в полицию и скорую. На следующий день юрист службы доверия выехал к маме с детьми, чтобы объяснить им их же права, а горе-отцу рассказать о судебной ответственности за избиение несовершеннолетних детей. Девочке до сих пор время от времени звонят, чтобы справиться, как обстоят дела в семье. По ее словам, отец больше не поднимает руку на них.
В случаях, когда ребенку некуда деваться, консультанты приглашают его к себе, чтобы пообщаться вживую и решить, как быть дальше. Как-то позвонила девушка 17 лет и рассказала, что ее уже несколько лет насилует родной отец. Мама обо всем знает, но объяснила дочери, что так бывает в каждой нормальной семье. Мама даже обвинила дочь, что она сама виновата, поскольку спровоцировала отца. Девочка приходила на консультации с бабушкой и дедушкой, у которых живет с тех пор, мама же, продолжая совместную жизнь с насильником, пригрозила дочери: подашь заявление в милицию на отца - я от тебя откажусь. Отец остался безнаказанным.

Жизнь подростков порой шокирует.
Это 12-летние девочки с вопросом: не беременна ли я и какие виды контрацепции существуют? Это подростки, которых родители выгоняют из дома. Это воспитанники детских домов с жалобами на две тысячи тенге подъемных, с которыми их отправляют во взрослый мир...
Неделю назад, когда готовился материал, за сутки прозвучало 105 звонков. Два из них принад­лежали девятилетнему мальчику-инвалиду. В первый раз он сказал, что ему очень хочется получить ко дню рождения яркую и большую машинку, на что старший консультант Екатерина Никулина посоветовала пацану сказать о своем желании родителям. Через пятнадцать минут счастливый ребенок позвонил снова, чтобы поделиться радостью: он рассказал о своем желании папе, и отец пообещал сыну в день рождения исполнить заветную мечту.
“Как я рада за тебя!” - искренне сказала Катя.
“Спасибо, ты очень хорошая”, - ответил мальчик.

Хельча ИСМАИЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
ismailova@time.kz
Поделиться
Класснуть