21667

Военно-полевой обман

Военно-полевой обманЧуть больше полугода назад, одновременно с публикациями про закончившуюся огромным скандалом закупку Министерством обороны Казахстана артсистем “Найза”, “Айбат” и “Семсер”, наша газета писала еще и о том, какие фокусы происходят в системе аэромобильных войск. Конкретно речь шла о модернизации парашютов и бронетранспортеров, а также о покупке белорусских коллиматорных прицелов, которыми предполагалось оснастить автоматы наших десантников.

История с закупкой артиллерий-ских систем получилась очень громкой. Как известно, в отношении одного из тогдашних заместителей министра обороны генерал-лейтенанта Кажимурата МАЕРМАНОВА было возбуждено уголовное дело. Его арестовали, во время одного из допросов он попытался покончить с собой, но потом признал вину и сейчас ожидает суда.
Зато такие же финты, проделанные при поставке систем вооружения для аэромобильных войск, каким-то странным образом ушли в тень. В нескольких республиканских изданиях, явно с подачи Минобороны, были опубликованы так называемые имиджевые статьи, в которых доказывалось, что закупленные в Белоруссии прицелы чудо как хороши. Они, мол, позволяют нашим десантникам вести бой и днем, и ночью, особенно необходимы в ближнем бою. А в рукопашном бою этот оптический прибор, видимо, вообще незаменим. Кроме того, в этих статьях смело утверждалось, что на минобороновских сделках навариться никто и никаким образом не мог, поскольку все финансовые потоки очень жестко контролировались с самого верха. Более того, вся проблема сводились к якобы существующей давней неприязни двух генералов - командующего аэромобильными войсками Мурата МАЙКЕЕВА и его бывшего заместителя Махмута ТЕЛЕГУСОВА. Дескать, бывший зам строчит кляузы на прежнего своего шефа, сводит старые счеты…
В частности, именно на эту тему с большим знанием дела выступал в одной из газет ветеран-афганец генерал-лейтенант Бахытжан ЕРТАЕВ. Так и сказал в своем интервью: “Сам на полигоне стрелял. Отличный прицел...”
Оставим за кадром взаимоотношения двух генералов. Не в них суть. Суть в деньгах. Государственных. А значит, наших с вами.
Напомню, что после наших публикаций о ситуации в аэромобильных войсках тогдашний министр обороны Даниал АХМЕТОВ, уже обжегшийся на закупке артсистем, приказал провести грандиозную проверку. Возглавить комиссию он поручил заместителю председателя комитета начальников штабов Минобороны генералу Бахытжану Ертаеву. Тому самому.

Военно-полевой обманВоенно-полевой обманВот только оказалось, что результаты проверки в корне отличались от той информации, которая потом официально подавалась обществу через СМИ.
Так, проверка подтвердила, что стоимость приобретенных в Белоруссии коллиматорных прицелов в 3-5 раз превышает даже розничные цены на них в охотничьих магазинах Алматы.
Проверяющие даже отметили, что из-за высокой стоимости этих приборов командиры подразделений отказываются брать их на занятия с личным составом. Боятся, что солдаты могут их повредить, а им, командирам, придется потом отвечать. В результате более 90 процентов купленных прицелов хранится на армейских складах. Комиссия подсчитала, что ориентировочно стоимость по этому контракту была завышена на 2 миллиарда тенге.
А вот еще одна обнаруженная проверяющими фикция: в договорах значится 114 наименований прицелов, а фактически поставлено лишь 28. Остальные наименования прицелов наши коммерсанты в погонах попросту выдумали, белорусские заводы подобную продукцию никогда не производили. За счет того, что в договоре цена на один и тот же прибор указывалась разная, переплата составила свыше 7 миллионов тенге.
Комиссия выяснила, что и комплектация этих прицелов тоже не заводского происхождения. Как и упаковка - прицелы уложены в обычные пластиковые ящики для инструментов, какие можно купить на любом строительном рынке.
Однако забавно, что при всем этом комиссия признала эти прицелы годными к эксплуатации. Только вот автоматы Калашникова надо немного переделать - планку крепления поменять. Если так рассуждать, то надо было закупить детские рогатки - ведь с их помощью наши десантники могут гранаты метать.

Военно-полевой обманПодтвердила проверка наши сомнения и насчет дорогостоящей модернизации БТР-70. Установили на них двигатели от тракторов, не совместив с ними ни тормозную систему, ни коробку передач. В результате ни один из “модернизированных” бронетранспортеров не эксплуатируется. Этот полет военно-инженерной телеги обошелся в 166,7 миллиона тенге, что комиссия признала неэффективным использованием государственных средств.
Такая же история с модернизацией парашютов. Правда, их техническое состояние комиссия проверить не смогла из-за отсутствия в ее составе специа­листов в этом вопросе. Зато установила, что закупка услуг из одного источника в данном случае произведена необоснованно. В сделке участвовал посредник. Усовершенствование и продление срока службы парашютов, если, конечно, таковые имели место быть, обошлись Минобороны немногим дешевле, чем покупка новых парашютов.
О том, почему мнение генерала Ертаева так резко менялось в зависимости от того, кому он докладывал о результатах проверки - прессе или министру обороны, можно только гадать. Как и о том, почему проверяющие не заметили, что все эти сделки - с прицелами, парашютами и бэтээрами - проводились под непосредственным личным контролем командующего аэромобильными войсками генерал-майора Мурата Майкеева. Каждый контракт, каждое техническое заключение он визировал и утверждал собственноручно. Значит, знал, не мог не знать, что покупается и какие день­ги тратятся.
В начале июня 2009 года тогда еще министр обороны Даниал Ахметов врезал всем, кто имел хоть какое-то отношение к этим сделкам, что называется, по самое не балуй. По шапке дали всему руководству аэромобильных войск и рядовым исполнителям - снабженцам-тыловикам, военным финансистам, юристам. Куча военного люда получили выговоры, неполное служебное соответствие и даже полетели с должностей.

Но по какой-то совершенно невероятной и необъяснимой логике начальства в стороне от этих всех неприятностей остался командующий аэромобильными войсками Казахстана. В приказе сказано, что генерала Майкеева невозможно привлечь к дисциплинарной ответственности… в связи с истечением срока давности.
Но потом к делу подключились правоохранительные органы. Выявленные не без участия нашей газеты материалы вызвали у них большой интерес. В состав совместной оперативно-следственной группы вошли представители военно-следственного управления МВД, Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступ­ностью и Комитета нацбезопасности. Эта группа возбудила целую серию уголовных дел, которые, впрочем, потом объединили в одно. Подсчитано, что по всем этим фактам государству нанесен вред на 4,6 миллиарда тенге.
Попали под следствие и были арестованы подчиненные генерала Майкеева - полковники Артур БАЛОБАНОВ и Арман КУТКУЖИНОВ. По делу в качестве свидетелей проходят десятки офицеров и армей­ских служащих. Велика вероятность, что они могут стать подозреваемыми. Взяты под стражу Валерий Райлян и Владимир Коленовский - заместители директора посреднической фирмы, через которую шли государственные деньги, выделенные Министерству обороны для нужд аэромобильных войск. А директор этой фирмы, отставной полковник ВДВ Каир Рахимов, в недалеком прошлом работавший заместителем генерала Майкеева, подался в бега и находится в межгосударственном розыске.
И только того, кто визировал каждую из этих сделок, принесших государству убытков на миллионы долларов, борцы с коррупцией оставили в покое.
Мало того, генерал-майор Мурат Майкеев недавно получил значительное повышение по службе. В первых числах августа 2009 года новый министр обороны назначил его на должность заместителя председателя комитета начальников штабов. В общем, его пример - другим наука…

Лично я не имею ничего против генерала Майкеева. Допускаю даже, что он хорошой товарищ, заботливый семьянин, порочащих связей не имеет, опрятен в быту и вообще отличник боевой и политической подготовки. Но он стал неким живым символом нашей армии в ее нынешнем состоянии. Именно он всегда остается на боевом посту, когда с позором выгоняют других генералов и с треском отправляют в отставку министров. И это значит, что какие бы изменения ни происходили в Министерстве обороны - на самом деле там ничего не меняется.

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail:
benditsky@time.kz
Поделиться
Класснуть

Свежее