9355

Присмотр с пристрастием

Присмотр с пристрастиемВ отслеживаемом нами деле о гибели Улана КАРИБАЕВА, в которой суд признал виновными троих жителей одного многоквартирного дома - Баглана ШЕРМАХАНОВА, Валихана САРЖАНОВА, Константина ЧИФИНА, - появился совершенно новый поворот. И новое действующее лицо - ребенок.

Напомним, что интерес к этому делу у нас возник из-за весьма странных обстоятельств, его сопровождающих: обвинение оказалось построено на показаниях единственного свидетеля. Очевидцем избиения потерпевшего вроде бы была Зауреш ЕРНАЗАРОВА, в то время воспитанница детского дома “Улан”, стоящая на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) (см. “Нам нечего терять, кроме своих цепей”, “Оговор на заданную тему”, “Силы вам, женщины!”, “Правда по обстоятельствам”, “Время” от 17, 22, 29. 1 и 18. 2. 2009 г.). В наших прежних публикациях мы давали ей вымышленное имя Зейнеп по причине нежного возраста, но теперь, когда девушке уже 18 и она может отвечать за свои поступки, правильно будет назвать ее настоящее имя.
Суд присяжных под председательством судьи Ляззат РАМАЗАНОВОЙ нисколько не усомнился в показаниях этой свидетельницы, хотя практически все взрослые люди, ее окружавшие - администрация детского дома, школьные учителя, - отмечали как одну из главных черт ее характера лживость. “Живет иллюзиями и фантазиями”, - говорилось в одной из характеристик. Для суда мнение педагогов оказалось несущественным, и парни были признаны виновными. Но не в убийстве и хулиганстве, что вменялось им следствием, а в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
По этой статье Шермаханов получил 10 лет лишения свободы, Саржанов и Чифин - по 7 лет. Областной, а затем и Верховный суды оставили приговор без изменения.
И вот как раз в этот период свидетельница… родила.

Конечно, это сугубо личное дело каждой женщины - рожать или не рожать. Но вот какое дело: родила Зауреш Ерназарова мальчика 19 мая - через три месяца после достижения ею совершеннолетия. Получается, что зачат младенец был в то время, когда Зауреш сама была еще несовершеннолетним подростком! И как важный свидетель находилась на конспиративной квартире под присмотром полиции.
Как же это так присматривали полицейские за несовершеннолетней девочкой, что она забеременела? Странный, согласитесь, “присмотр”, в результате которого на свет появляются дети…
Я решила прояснить ситуацию у самой Зауреш, но встретиться с ней оказалось непросто: девушка находилась… в розыске по постановлению суда, где она проходила в качестве обвиняемой за клевету.
А где же в таком случае малыш? Задавшись этим вопросом, я постучала в дверь детдомовской воспитательницы, у которой какое-то время жила Зауреш. На стук вышла соседка:
- У них никого нет, хозяйка в отъезде.

- А вы случайно не знаете, где сейчас та девушка с ребенком, которая ранее здесь обитала?
- Вы о Зауреш? Ее попросили отсюда: она не очень порядочно себя повела, стала стравливать соседей. А мальчишечку своего сдала в дом малютки. Сначала сказала, что продала за 300 долларов, потом призналась, что соврала: она ведь все время что-то сочиняет. На самом деле определила сына в казенный дом якобы временно. А мальчик такой хорошенький, глазастый! Нурсултаном она его назвала.

Вместе с фотокором мы отправились в дом детства “Умит”.
- К вам поступал мальчик по имени Нурсултан от Зауреш Ерназаровой? - обратилась я к директору дома Кунсулу ЕРЖИГИТОВОЙ.
- Есть такой ребенок, только зовут его Ескендияр. Ескендияр Таразович ЕРНАЗАР. Юная мамаша принесла его без документов, я даже не хотела принимать, но позвонили из детдома, где сама мамаша раньше воспитывалась, и попросили взять мальчика - дескать, бумаги обязательно будут. И действительно, вскоре свидетельство о рождении было принесено. Зауреш навещает сына дважды в неделю. Только я не пойму, зачем она так сильно красится…

Нам показали маленького Ескендияра - славный малыш! Даже от сердца отлегло: здесь, по крайней мере, ребенку тепло и сытно. И все-таки, как случилось, что несовершеннолетнюю девушку совратили на конспиративной квартире?
Этот вопрос я адресовала начальнику УБОП ДВД области Бахтияру МАМЕДОВУ.
- Сотрудники УБОП к этому ребенку отношения не имеют, наш отдел только организовывает охрану свидетелей. А осуществляли ее в конкретном случае работники ИДН отдела полиции №1 (ОП-1) ДВД, - ответил майор.
Мой следующий звонок с тем же вопросом начальнику ОП-1 Алишеру КАРАСАРТОВУ. Увы, полковник был занят, обещал на следующий день найти тех самых инспекторов, что присматривали за малолеткой, и связать их со мной. Да, видимо, запамятовал.
Между тем кто-то из полицейских в разговоре отметил, что охраняемая девушка на самом деле не сидела на конспиративной квартире, как птица в клетке, а могла свободно перемещаться в пространстве. Мол, за ней всего лишь “присматривали”.
Что ж, “присмотрщики” успешно выполнили свою миссию: и по части “присмотра”, и, возможно, по части обеспечения “правильных” показаний во всем зависимого от них несовершеннолетнего “свидетеля”!
Вот только как после этого относиться к утверждениям о “справедливом следствии” и “всестороннем и глубоком рассмотрении дел” в судах?

Но кроме показаний Ерназаровой в деле, кажется, имелись еще какие-то вещественные доказательства? Ах да, их же потерял следователь ОП-1 Канат ТОРЕКУЛОВ, в чем сам же признался на процессе, рассказав захватывающую криминальную историю о похищении вещдоков из машины во время его полуночного пиршества с друзьями. Угадайте с одного раза, возбудило ли управление собственной безопасности ДВД уголовное дело в отношении следователя-растеряхи по факту утери вещдоков?

…А Шермаханов, Чифин и Саржанов уже отправились на зону. Им предстоит провести там долгие годы…

Галина ВЫБОРНОВА,
anri1@mail.kz , фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз
Поделиться
Класснуть