Йассауи жжот!
Вот и лето прошло, словно и не бывало. Школьники и депутаты пакуют портфели, чтобы еще один год вести себя хорошо. Правда, депутатскому корпусу полегче. Им, конечно, тоже могут сказать:
“Садись, два! (или три, но условно)”, и пишут они под диктовку, зато всем понятно, чего хочет классный руководитель. А у школяров головы опухнут еще на дальних подступах к великой мудрости. Все благодаря отечественным учебникам.Из всех наук важнейшей для нас является история. Это в математике дважды два всегда четыре, а историческая наука позволяет подгонять слагаемые под требуемую сумму. Конечно, на этом благородном пути могут возникнуть разные сложности, но нет таких препятствий, которые бы не преодолело отечественное Министерство образования и науки.
Рассмотрим мучительные искания органа просвещения на примере 5-го класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.
Поначалу ребята корпели над “Кратким курсом истории Казахстана”, составленным в виде рассказов о тех или иных событиях жизни нашей страны с древних времен до современности. В 6-м классе ученики приступали к изучению систематического курса истории. Но в 2005 году чиновники решили, что пора наконец расширить рамки сознания школьников, и запустили программу по выпуску пособий нового поколения. В рамках программы вышла “История Древнего Казахстана” Т. ТУРЛЫГУЛА. Тогда же появилась “История Древнего мира” Т. А. ТУЛЕБАЕВА. Учебники, скажу я вам, выдающихся характеристик (мы к ним еще вернемся), однако в прошлом году Минобразования снова проявило свою гибкость в решении насущных проблем и заново разработало свежий учебный курс. Так, свет увидели “Рассказы по истории Казахстана” Ж. О. АРТЫКБАЕВА, А. А. САБДАНБЕКОВА и Е. А. АБИЛЯ, опять охватывающие период с зарождения человечества до наших дней. Именно по этой книге наши с вами дети будут теперь Родину любить.
В предисловии авторы сразу успокаивают учителей и школяров:
“Воспринять свободу заново, перестроить историческую науку в соответствии с новыми реалиями нелегкая задача. Поэтому неумолкаемая критика учебников по истории, постоянное их изменение, видимо, связаны именно с этим...”. Опустим безусловно понятные любому двоечнику выражения вроде “мщя за смерть сына” и “ищя истину”, в обилии рассыпанные по пособию, и перейдем сразу к 7-му разделу сборника под названием “История и пространство”.
Авторы действительно не стали заморачиваться на математических, философских и географических толкованиях термина “пространство”, объяснив его буквально на пальцах: “Пространство - понятие о протяженности и объеме”. Следующее предложение уточняет: “Проще говоря, пространство - понятие о бескрайности, необъятном”. А чтобы юному мозгу стало совсем хорошо, историки пишут: “В общем, у пространства есть три основных свойства: трехмерное пространство, беспредельное измерение и неизменяемая сущность, т.е. абсолютное пространство”.
При этом авторы не объясняют, что именно они курили при написании данной главы, но справедливо отмечают: “ Вы владеете многими понятиями о возникновении и бескрайности мировоззрения. Люди с древности знали о беспредельности Вселенной. С помощью этих понятий путем предположений мы сможем дать определение пространству”.
Они могут, сомнений нет.
Далее пытливые умы пятиклашек наткнутся на раздел о представлениях древних людей о мире. “Казахи издревле знали о шарообразности Земли, поэтому круглое пространство называли “шартарап” (шар). Живший в XVIII веке великий мыслитель Бухар жырау говорил Абылай хану, что нужно жить в дружбе и согласии со всеми соседями: “В восьмигранном мире живи в дружбе с соседями с четырех сторон света”, - вещает книга. В общем, наши предки знали о том, что мир круглый, и сохранили это сокровенное знание для нас.
Очень просто составители учебника разъясняют и особенности мировых религий: “Христианские, буддийские и исламские понятия едины в том, что Бог создал небо и землю, птиц и зверей, воду и воздух. Затем он сотворил Адама, чтобы он владел всем этим. После этого из ребра Адама он создал Еву, чтобы не было Адаму одиноко. Все человечество происходит от них”.
Пока буддисты всего мира пишут “благодарственные” письма министру образования Жансеиту ТУЙМЕБАЕВУ, мы перейдем к разделу о персо-сакских войнах. Это очень интересный раздел, дающий много пищи для творческих размышлений. Следите за мыслью: “По данным Геродота, сакская конница постоянно обращала противников в бегство. Однако саки не могли противостоять против пеших сил персов. Саки были вынуждены отступить. Преследуемые саками персы оказались в степи, где не было ни городов, ни укреплений”. Если кто-то не догнал, пояснение: саки убегали от персов, потому что персы убегали от саков. И наоборот.
Не напрягая юных читателей жесткими трактовками, учебник предлагает по-новому взглянуть и на время правления Тауке хана в Казахском ханстве. Так, сначала этот период назван “золотым временем”, а в главке об Айтеке би - “смутным”. Хотя почему золотой век не может быть смутным? Очень даже может, но это уже из цикла новейшей истории Казахстана.
Кстати, Айтеке би достоин того, чтобы остановиться на нем подробнее. В “Рассказах по истории Казахстана” славный бий жил с 1689 по 1766 год. А в “Истории средневекового Казахстана” Т. С. САДЫКОВА и С. ЖОЛДАСБАЕВА для 7-го класса - с 1683 по 1722 год, то есть целых 39 лет. Чтобы ЕНТ медом не казалось, тут же, в конце учебника, время жизни Айтеке би расширено с 1682 по 1766 год.
Впрочем, не будем буквоедами. Ведь если пятиклассники точно узнают, что Айтеке би родом из местности “Кызылжар, ныне территория Узбекистана”, то они будут лучше подготовлены к курсу 7-го класса, где сказано, что Айтеке би родился и вырос в Западном Казахстане.
Зато в написании имени Ходжи Ахмета Яссауи все учебники едины. Сейчас имя великого мыслителя пишется “Йассауи”, и никак иначе. Почему? Йапацталом потому что.
Эссе о современности, надо отдать должное авторам “Рассказов”, несут очень необходимый дидактический оттенок: “Казахстан - одна из самых богатых в мире стран по запасам полезных ископаемых… Некоторые из богатых месторождений находятся сейчас в управлении иностранных компаний. Ребята, если вы будете прилежно учиться и станете в будущем прилежными специалистами, то сможете сами в будущем руководить предприятиями по разработке полезных ископаемых”.
Между тем Т. Турлыгул в “Истории Древнего Казахстана” тоже говорит правильные вещи: “Какую бы религию мы ни взяли, все они призывают к справедливости и честности. Вы, наверное, заметили, что все они пропагандируют терпимость, доброе отношение друг к другу, что бы с вами ни произошло, считать, что все было так написано вам на роду. Как вы думаете, ребята, это правильно? Или надо не терпеть, а бороться с трудностями?”.
Верно, верно заметил еще в “Истории Древнего мира” 2005 года выпуска г-н Тулебаев: “Проживая на территории Казахстана с древнейших времен, казахи выбрали собственный, особый путь развития”.
В учебниках плохого не напишут.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

