16341

Замарафетили…

Два недавних громких судебных процесса, завершившиеся беспрецедентно жесткими приговорами правозащитнику Евгению ЖОВТИСУ и журналисту Тохниязу КУЧУКОВУ, создали опасный правовой прецедент. Причем настолько опасный, что руководству КУИС впору чесать репу: куда оно будет девать поток сидельцев, обвиненных в неумышленном наезде на пешехода, повлекшем смерть последнего?.. Оба осужденных двигались с допустимой скоростью. Более того, с гораздо меньшей, чем разрешено на казахстанских междугородних трассах. Оба были трезвы. Оба сделали все, чтобы избежать столкновения с внезапно появившимися в зоне их видимости людьми. Оба не скрывались с места аварии, а пытались оказать пострадавшим первую помощь, вызвали полицию и “скорую”. Между тем случаи, когда водители, наехав на пешеходов, жмут на газ, отнюдь не редки. Как и прецеденты, когда наши суды списывают такие действия на “состояние аффекта”.
А теперь скажите положа руку на сердце: кто из нас, водителей, застрахован от чего-то подобного?

Безусловно, можно понять и разделить горе родственников жертв ДТП. Но их погибших близких уже не вернуть. А вот отправить за решетку двоих без вины виноватых людей - тоже, между прочим, чьих-то сыновей, братьев, отцов - это как? Это тем более нелогично, что и правозащитник, и журналист приняли участие - и не только моральное! - в заботах о семьях погибших. Короче, с позиций здравого смысла приговоры судов, прошедших в Капшагае и Баканасе, мягко говоря, вызывают вопросы.
Впрочем, это все эмоции. Перейдем к делу.
В основу обоих приговоров легли заключения экспертизы, утверждающие: при скорости 80 км/ч в светлое время суток реакция водителя на неожиданно появившееся перед его автомобилем препятствие должна наступить всего через 0,6 секунды. То есть господа эксперты на полном серьезе утверждают, что среднестатистический водила способен затормозить быстрее, чем моргнуть? Покажите мне хоть одного такого Шумахера!..
Впрочем, Тохниязу Кучукову эксперты удвоили вышеуказанный временной норматив с 0,6 секунды до 1,2. Поскольку дело было глубоко за полночь, то есть в кромешной тьме.
Но вот российские эксперты, выводы которых легко найти в автомобильных журналах и Интернете, подсчитали: за первую секунду после нажатия на педаль тормоза автомобиль, двигающийся со скоростью 80 км/ч, успеет пролететь на той же скорости никак не меньше 20 метров. За полторы секунды начнет торможение после 30-40 метров.

С учетом того, что у Тохи не было пути торможения, очевидно, что человек перед его машиной появился внезапно. Почему - можно только гадать. Может, голосовал, чтобы добраться до дома, до Капшагая.
Наши виртуозы следствия не стали задаваться этими вопросами. А зачем им это? Ведь в Казахстане полицейские, прокуроры, судьи зачастую давно - и успешно! -
подменяют справедливость целесообразностью. Одних посадят, других отмажут.
Примеры? Извольте!
1997 год. Март. Вечер. Подполковник юстиции, начальник столичного следственного комитета, находясь за рулем служебной “Волги”, на бешеной скорости вылетел на перекресток на красный свет и врезался в ожидавшую зеленого сигнала “Ниву”. Пассажирка внедорожника получила черепно-мозговую травму, переломы ребер, порывы связок, травмы конечностей. Вместо того чтобы звонить в полицию и “скорую”, лихач в погонах вызвал своего заместителя по кадровой работе и приказал ему убрать служебную машину с места происшествия. После чего подполковник, не дожидаясь приезда полицейских, скрылся. На место аварии привезли его водителя и приказали взять вину на себя, съездить вместо шефа на медицинское освидетельствование. Причем выкрутиться сбежавшему начальнику помогали все - и его подчиненные, и гаишники. Пока пострадавшая находилась в больнице, виновный в аварии офицер ни разу не посетил ее, не справился о здоровье. И, понятно, не оказывал никакой помощи. Лишь после вмешательства тогдашнего главы МВД Каирбека СУЛЕЙМЕНОВА началась проверка, вскрывшая правду. Вот только на карьеру того подполковника это не повлияло. Сейчас он зампред финансовой полиции республики. Не щадя живота борется с коррупцией. Знакомьтесь, зовут его Андрей ЛУКИН, сегодня он генерал-майор.

А вот другой случай - более свежий. Четыре года назад младший зять одного генерала госбезопасности сбил в поселке Узун-агаш женщину. Насмерть. Понятное дело, что на скамью подсудимых зятек не сел. А в качестве компенсации семье погибшей ее родного брата (кстати, выгнанного за неблаговидные дела из финпола) устроили в погранслужбу КНБ. Удивленным погранцам объяснили: это благодарность за помощь в… расследовании преступлений Рахата АЛИЕВА. Якобы именно его внедрили в качестве агента в окружение венского изгнанника. Вот так - ни больше ни меньше. Имени этого джеймс­бонда пока называть не будем, кому надо - сами догадаются.
Большой чин из таможенных органов, пару лет назад еще работая заместителем начальника департамента таможенного контроля Алматинской области, сбил на трассе Алматы - Талдыкорган на служебной “Тойоте-Королле” двух подростков. И ничего. Сейчас возглавляет таможенный департамент Алматы. Имя этого верещагина - Мурат БАЙМУХАНБЕТОВ. Этот список при желании можно продолжить, да жаль - газетной площади не хватит…
Есть такое жаргонное словечко - замарафетить. Так вот, именно оно лучше всего подходит для оценки как приведенных выше примеров, так и случаев с Жовтисом и Кучуковым.
Чтобы, как говорится, не быть голословным, вернусь к некоторым подробностям дела Кучукова.

…Капшагайский суд, вынесший приговор Тохниязу, предпочел не вспоминать о том, что пешеход (между прочим, сотрудник полиции в звании сержанта, охранявший в Капшагае здание суда, - того самого, что влепил Тохе 4 года) был сбит, когда стоял ночью на середине проезжей части лицом к движущимся машинам. Именно так его положение описано в экспертных заключениях. Но вопрос защиты об адекватности поведения пешехода в момент ДТП, обращенный к суду, так и остался без ответа.
И второе обстоятельство, почему-то вообще не учтенное ни следствием, ни судом. Чтобы избежать столкновения, Тохнияз Кучуков максимально выворачивал руль вправо, пытаясь объехать стоявшего на дороге человека, уводя машину на обочину. В результате автомобиль Тохи свалился в кювет, а он сам получил серьезный перелом руки.
Представьте, об этом в уголовном деле нет ни единого слова! Вот оно - “высокое” искусство марафета…


Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail:
benditsky@time.kz
Поделиться
Класснуть