13767

Лейла АЛЬПИЕВА, балерина: Я уже не воспринимаю наш менталитет

Лейла АЛЬПИЕВА, балерина: Я уже не воспринимаю наш менталитетПосле почти двухлетнего перерыва в минувшее воскресенье на сцену ГАТОБ имени Абая в Алматы снова вышла звезда казахстанского балета, заслуженная артистка Казахстана Лейла АЛЬПИЕВА. В день своего рождения прима танцевала в спектакле “Бахчисарайский фонтан”. А 27 сентября Альпиева в последний раз (по крайней мере, в этом году) станцует в “Дон Кихоте” и уедет к семье - в Лондон.

Уже больше года миновало с тех пор, как Альпиева вышла замуж и переехала на постоянное место жительства в Великобританию. 24 декабря 2008 года балерина родила второго сына - Марата. Первая половина года нынешнего прошла для Лейлы в радостных хлопотах о малыше, а в июне ее маму Розу КУШЕРБАЕВУ положили в больницу. Бросив все, балерина прилетела в Казахстан. Через несколько недель Розы Маулютовны не стало... После всего пережитого отмечать свой 35-летний юбилей Альпиева не захотела. Но на сцену родного театра все-таки вышла, чтобы посвятить два спектакля памяти мамы.

- Лейла, как казахстанский зритель встретил вас после двухгодичной разлуки?
- Я не ожидала такой реакции. Было так много цветов, как будто это был мой прощальный вечер. Да еще муж Мартин прислал мне 35 роз - к дню рождения. Сейчас у меня вся квартира в цветах!.. На сцену возвращаться я не собиралась. Меня уговорили мамины друзья и родственники. Пришлось за месяц восстанавливать форму. Как я поначалу мучилась - не могу передать словами. У меня дико болели ноги, спина не гнулась.

- Можно ли назвать ваш выход на сцену полноценным возвращением?
- Вряд ли. 27 сентября я последний раз танцую, а уже 29-го уезжаю. Если и вернусь, то только в следующем году.

- В Англии вы будете танцевать?
- Нет. Буду готовиться к языковому экзамену.

- Неужели собираетесь сменить гражданство?
- Я еще не решила.

- Как вообще вам живется на чужбине?
- Чтобы было понятнее, приведу пример. Своего первого ребенка - Мади я родила 16 лет назад в Казахстане. Нас с сыном тогда чуть не угробили: у меня стала разлагаться плацента, а у ребенка - останавливаться сердце… Мне срочно сделали кесарево. Все - оттого, что месяц до родов меня кололи каким-то непонятным лекарством. А тут английские врачи меня убедили, что второго ребенка смогу родить сама. Я на это пошла. И не жалею.
Уровень обслуживания в английских медцентрах высокий. Кнопочку нажмешь - и тут же три медсестры будут возле тебя. Врачи очень внимательные. Если ты гражданин или резидент и имеешь работу, все медуслуги для тебя бесплатные. Я не платила ни пенни. У врачей даже в мыслях нет содрать с вас деньги. Конечно, там высокие налоги - до 45 процентов от зарплаты. Выходит, понедельник и вторник ты работаешь на государство, а со среды по пятницу - на себя.

Родила я в канун Рождества, и мы получили очень много подарков от государства и от самой больницы. А в Алматы… Я даже не знаю, остались ли здесь хорошие врачи. У меня такое ощущение, что все просто разом собрались - и уехали из страны. Еще будучи беременной, я спросила как-то у своего английского врача, какой у них процент материнской и детской смертности при родах. Он очень странно посмотрел на меня и сказал: у нас смертности нет вообще - мы хорошо “ведем” роженицу.
А после всего увиденного в алматинской больнице, где лежала моя мама, мне еще сильнее хочется жить в Англии…
Или вот вам другой пример. У мужа развилась бактериальная инфекция. Нога так распухла, что он не мог ходить. Английские врачи положили его на три дня в больницу, потом выписали, прописав антибиотики, которые производят прямо в больнице. А мы за месяц до этого купили дорогие билеты в “Ковент Гарден” - мы же не знали, что с мужем такое произойдет. В общем, едем мы вечером в театр, а нам звонят врачи: надо забрать лекарства. Муж говорит: мол, не могу. Те начинают возмущаться: как это? вам их сегодня надо принять! Вы не представляете, сколько раз мужу звонили доктора и медсестры - злые как собаки! Они настолько его достали, что нам пришлось отправлять за лекарствами родственницу. Тамошние врачи понимают: речь идет об их чести. А моя мама после операции и двадцати дней в клинике сказала: “Хочу домой, чувствую - меня здесь угробят”. И наши врачи спокойно ответили: мол, хорошо, домой - так домой. Мой супруг Мартин очень удивился: если маме хуже, то почему все отделение во главе с главврачом не встало грудью за то, чтобы оставить пациентку в больнице?!

- В прошлом году ваше имя вместе с именем Рамазана БАПОВА упоминалось в контексте скандала в ГАТОБ. Тогда артисты балета написали открытое, но анонимное письмо в адрес Министерства культуры и информации, требуя смены руководства театра и лучшего к себе отношения. Вы письмо не писали, но уже после не побоялись открыто поддержать коллег. Что-то в театре изменилось с тех пор?
- Слава богу, прежний директор театра АБДРАХМАНОВ ушел. Правда, потом он стал руководить департаментом культуры Алматы. Но, к счастью, театр подчиняется напрямую министерству. На днях Абдрахманова вообще освободили от должности. А в остальном в театре вряд ли что-то изменилось.
Мой муж всегда повторяет: как можно так пахать за те деньги, которые платят в этом театре?

- Значит, вы не вернетесь в Казахстан и не будете танцевать в Европе?
- Вовсе нет. Но конкретной договоренности у меня ни с кем нет. Проблем с работой не будет: в Англии балет любят, там им занимаются и стар и млад: в балетные студии идут и четырехлетние девочки, и семидесятилетние старушки.

- Хорошо, работу там найти не проблема. Но по достоинству ли вас там оценят? А здесь у вас регалии, звания…
- Там, конечно, это ничего не значит. Будешь делать только то, что умеешь. Если что-то из себя представляешь - пробьешься. Нет - будешь в лучшем случае ремесленником. Ордена там не купишь.
Вообще, европейцы - работяги. Притом что никто никого не заставляет что-то делать. Не хочешь добиваться успеха - работай в «Макдоналдсе». У моего старшего сына начинается очень серьезный учебный год перед JCC
(аналог нашего ЕНТ. - В.Б.). Если он его не сдаст, то не поступит в вуз. Поэтому сейчас он очень серьезно занимается. Нехорошо хвалить своих детей, но я скажу: когда Мади переехал в Англию год назад, был вообще “без языка”. Но за год стал учиться лучше, чем его местные одноклассники. Например, по физике у него “A start” - “пять с плюсом”.

- Мади не захотел пойти по вашим стопам - в искусство?
- Нет, после смерти бабушки он хочет стать доктором и специализироваться именно на заболеваниях печени. Сейчас он сидит в Интернете - зачитывается статьями на медицинскую тему.
На самом деле всем, чего я добилась в этой жизни, я обязана маме: она отдала меня в училище, следила за моей диетой. Когда я родила первого сына, она через пять месяцев забрала его к себе и фактически вырастила, чтобы я могла посвятить свою жизнь искусству. Только благодаря ей я станцевала все, что хотела.

- Год назад вы говорили, что не очень-то хотите замуж.
- А сейчас у нас с мужем все поразительно хорошо! Была свадьба в Лондоне, я удачно родила. И мы уже решили забирать из Казахстана маму с отчимом. Причем не в Англию - хотели им купить дом на берегу моря, где-нибудь в Португалии. Но хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Вот и сейчас мой муж мне начинает говорить: давай после Нового года поедем туда-то, а потом - туда-то. Я его останавливаю, прошу ничего не планировать. Теперь я понимаю, что надо дорожить каждым днем, радоваться тому, что есть сейчас, и не строить наполеоновские планы. Как только я выскажу мечту о чем-нибудь хорошем, так сразу все происходит наоборот. Но я все равно скажу: мне с мужем повезло, мы все лучше понимаем друг друга.
А вот казахстанский менталитет я уже совсем не воспринимаю. Мне в ГАТОБ говорят: почему у тебя такая страшная старая машина? А в Англии до этого никому дела нет! Там все ездят на малолитражках. Люди там счастливы совсем по другим причинам...

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть