10158

Распрягайте, хлопцы, коней!

Распрягайте, хлопцы, коней!Бензиновая лихорадка, вспыхнувшая две недели назад в Южно-Казахстанской области на днях добралась и до Алматы. Теперь бензин марок АИ-80, 92, 93, 96 в южной столице можно приобрести только по талонам или же по топливным карточкам. За наличку “корма” для железных коней днем с огнем не сыщешь. А ведь еще недавно бензохранилища крупнейших трейдеров, работающих на топливном рынке в Алматы и области, были полны до краев...

Распрягайте, хлопцы, коней!Ситуация сложилась настолько критическая, что мэр Алматы Ахметжан ЕСИМОВ (на правом снимке) был вынужден пожаловаться премьер-министру РК Кариму МАСИМОВУ на перебои в поставках ГСМ. В ответ премьер глубокомысленно заметил: “Это из Шымкента к вам перекинулось”. И поручил Министерству энергетики и минеральных ресурсов совместно с “КазМунайГазом” проконтролировать ситуацию (см. “ВВП не растет - премьер сохнет”, “Время” от 6.10.2009 г.).
Кстати, в минувшую субботу в акимате Алматы в обстановке повышенной секретности прошло совещание с участием всех трейдеров, на котором обсуждались классические вопросы: кто виноват и что делать? Наши источники в мэрии утверждают, что трейдеры ответили отцам города однозначно: при нынешних ценах им просто невыгодно продавать бензин. А значит, повышение стоимости топлива - вопрос, можно сказать, уже решенный.
Тем не менее мы решили поинтересоваться у основных игроков топливного рынка: стоит ли алматинским водителям наполнять канистры впрок?
- В последнее время наблюдается стремительный рост цен на нефтепродукты во многих регионах Казахстана, - говорит бренд-менеджер ТОО “Гелиос” Асель ТАТАРХАНОВА. - Сложившаяся ситуация, то есть искусственное сдерживание цен на ГСМ, уже сегодня отрицательно сказывается на состоянии рынка нефтепродуктов не только для компании, но и для всех участников рынка.
По словам Татархановой, сегодня, когда казахстанские НПЗ производят автомобильного топлива, особенно высокооктановых марок, меньше, чем нужно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, около 30 процентов горючки импортируется из других стран, прежде всего - из России.
- Поэтому очень важен ценовой баланс соседних государств, особенно когда экономики двух стран очень тесно интегрированы, - говорит она. - Разница в цене топлива с Россией за последнее время составляет 20-25 тенге. Причиной такого дисбаланса является сдерживание цен на ГСМ внутри Казахстана. Из-за существенного разрыва в ценах на нефтепродукты на внешних рынках многим странам стало невыгодно экспортировать бензин в Казахстан, что явилось одной из причин дефицита топлива в стране, где основным поставщиком является Россия.

Аналогичной точки зрения придерживается и заместитель директора алматинского филиала ТОО “Сина-Ойл” Талгат КАЛКУЗОВ.
- Раньше, когда в Казахстане возникал дефицит ГСМ, потребности покрывались за счет импорта топлива из России, - поясняет он. - Сейчас же в России цена на бензин выше, чем в Казахстане. Поэтому оттуда никто к нам топливо и не везет. Это тоже стало причиной нынешнего дефицита. Есть информация, что скоро казахстанские НПЗ начнут отгружать необходимые городу объемы. Поэтому я думаю, что до конца месяца ситуация нормализуется.
На вопрос, не создан ли трейдерами нынешний дефицит искусственно, чтобы вынудить власти повысить розничные цены, Талгат Калкузов ответил:
- Мы не можем диктовать свои условия правительству. Это оно нам диктует условия.

С коллегами из “Гелиоса” и “Сина-Ойл” солидарна и Динара КАСЫМБЕКОВА, менеджер департамента по стратегическим коммуникациям ТОО “ПетроКазахстан”.
- По просьбе акимата Южно-Казахстанской области мы отложили остановку Шымкентского НПЗ на планово-ремонтные работы. Завод должен был быть остановлен 1 октября, но мы перенесли эту дату на 20 октября. Если бензина все равно не хватает, то вопрос надо адресовать не нам, а давальцам: НПЗ работает на давальческом сырье. То есть кто заходит с нефтью на завод - тот и забирает нефтепродукты.
Между тем в акимате южной столицы на сложившуюся ситуацию смотрят совсем иначе.
- В понедельник на селекторном совещании в правительстве я поднял вопрос нехватки ГСМ в нашем городе, - заявил нашему корреспонденту аким Алматы Ахметжан Есимов. - Сегодня с утра я начал теребить тех, кому премьер дал поручение (Министерство энергетики и минеральных ресурсов, а также АО “НК “КазМунайГаз”. - Р.Б.). В Минэнерго сказали, что топлива в стране достаточно, выработка большая и откуда берется дефицит - им непонятно. Они распорядились направить к нам дополнительный объем топлива с нефтеперерабатывающего завода в Шымкенте. Я в свою очередь распорядился, чтобы проследили всю цепочку и нашли тех, кому все это (искусственный дефицит топлива. - Р.Б.) выгодно. Те, кому положено, уже этим вопросом занимаются. Я думаю, они во всем разберутся.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть