30847

День опричника

День опричникаСообщение о том, что в ходе спецоперации КНБ у одного из заместителей начальника алматинского департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Айдына ЖАНТЕЛЕЕВА в карманах обнаружено несколько граммов наркотических веществ, немало развлекло любопытствующих обывателей. Оставленные на нашем сайте комментарии читателей - от “молодцы чекисты” до “пусть они и дальше грызутся, как пауки в банке” - говорят сами за себя. Народ явно порадовался. А между тем сухие строчки официального сообщения не передают всей глубины отношений, которые сегодня сложились между казахстанскими правоохранительными органами. А они таковы, что не сразу поймешь, что к чему и кто кого.
Итак, о том, что остается за кадром, но не проходит мимо нас.

Как это было

Брали Айдына Жантелеева явно не случайно. Все было настолько тщательно подготовлено, что можно было предположить: берут крупного наркобарона. Дело было так. В минувший четверг, 5 ноября, замначальника алматинского финпола после тяжелого трудового дня возвращался домой. По свидетельству сослуживцев, последние два-три дня он практически безвылазно торчал на работе, будучи по уши загружен служебными делами. Возвращался на служебной машине. Кроме него и персонального водителя в салоне находились еще два человека - давние приятели Жантелеева, за которыми он заехал по дороге домой. Компания явно собиралась вечерком посидеть-поболтать. Когда машина заехала в подземный паркинг дома, где он проживал, вдруг раздался треск автоматных очередей. Со всех сторон набежали в масках и с оружием на изготовку два с лишним десятка бойцов спецподразделения КНБ “Арыстан”, которые выволокли их из машины и воткнули лицом в асфальт. А дальше, по словам одного случайного очевидца, складывается очень занятная ситуация. Некоторое время никаких активных действий не происходит. Задержанные в скрюченном состоянии лежат на земле, на них верхом сидит спецназ. И только минут через 20-30 привозят понятых, включается видеокамера оперативной съемки и начинается обыск. В заднем кармане брюк Жантелеева находят 8 граммов гашиша. В кармане пиджака - 3 грамма марихуаны. Но это еще не все - при обыске его служебной машины находят килограмм некоего порошка, очень похожего на героин. Всех задержанных везут на освидетельствование в наркодиспансер. Эксперт-медик Берик Мусаев в моче Жантелеева и двух его приятелей обнаруживает следы употребления наркотического вещества так называемой каннабисовой группы, к которой относятся гашиш и марихуана. Кроме того, у всех троих врач фиксирует клиническую картину, свойственную состоянию наркотического опьянения. В общем, все выглядит так, будто высокопоставленный офицер финпола со товарищи накурился чуть ли не до зеленых соплей. Водитель же чист как новорожденный младенец. А теперь интересная деталь: в паркингах крупных жилых комплексов обычно ведется видеонаблюдение. Так вот запись того вечера была изъята сотрудниками КНБ. В течение последующей недели появились показания двух друзей дет­ства Айдына Жантелеева, которые утверждали, что он наркоман со стажем и курит марихуану чуть ли не с колыбели. Однако, по нашей информации, двух этих друзей взяли буквально накануне. За что? Вопрос, конечно, интересный... Но сейчас их охраняют как важных свидетелей на конспиративных квартирах, а в качестве большого поощрения иногда привозят домой посмотреть на родственников. Но самое интересное, что эпизод с обнаружением в служебной машине Жантелеева килограмма героина уже нигде не упоминается. Как будто его и не было. Но в Интернет эта информация все же просочилась. И целую неделю никто не торопился ее опровергать…

День опричникаЧто этому предшествовало

В октябре в недрах алматинского департамента КНБ разразился скандал. Все началось с того, что комитетчики задержали троих людей, представлявшихся сотрудниками финпола и вымогавших у двух коммерсантов 15 тысяч долларов. Рядом с местом их задержания оказался личный водитель начальника финансовой полиции Алматы. Cотрудникам КНБ этого показалось достаточно, чтобы преподнести дело так, будто данное преступление организовано чуть ли не в самых верхних эшелонах финпола. Расследованием поначалу занимался отдел КНБ Жетысуского района Алматы. Потом все материалы передали в департамент КНБ по Алматы. А спустя пару недель, 18 октября, в городской департамент были вызваны несколько сотрудников Жетысуского райотдела КНБ - капитаны Абикулов, Сейдазимов, старшие лейтенанты Утеуов, Смагулов, лейтенант Сураншин. У них потребовали письменные объяснения о том, что они делали вечером 16 октября. Оказалось, что в тот вечер они отмечали в бане день рождения одного из них. Причем все было прилично - без большой пьянки и приглашенных девочек. Но их стали запугивать: якобы есть некая гражданочка, которая написала заявление об изнасиловании. В качестве альтернативного варианта офицерам предложили дать показания, что они в бане со своим начальником райотдела подполковником КНБ Ернаром Койшимановым и его родственником, бывшим работником комитета Ерболом Конысбаевым обсуждали, как им “развести” то самое дело о вымогательстве 15 тысяч долларов.
Впрочем, сотрудники КНБ в один голос заявили, что никаких служебных разговоров они в бане не вели, о чем и написали в своих объяснительных. А потом доложили своему непосредственному начальнику - подполковнику Койшиманову.

Рассказы подчиненных о сплетаемых вокруг него интригах неожиданностью для Койшиманова не стали. Он уже знал, что утром того же дня, 18 октября, Ербол Конысбаев был задержан при попытке дать сотрудникам дорожной полиции взятку в размере 200 долларов США. Расскажу, как он был задержан. Судите сами... Около 10 часов утра в хвост его машины пристроился патрульный автомобиль. Потребовали остановиться. Ему сообщили, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, и предложили пройти освидетельствование. Потом его несколько часов возили по городу: сначала в управление дорожной полиции Алматы (там не оказалось эксперта), потом в наркодиспансер (здесь подтвердили, что он трезв), потом опять в УДП - теперь придрались, что на руках у него оказался некий пропуск, подписанный начальником службы безопасности Тимура Кулибаева. Когда приехал этот самый начальник службы безопасности и подтвердил, что пропуск настоящий, сотрудники дорожной полиции предъявили последнюю претензию - у Ербола Конысбаева нет страховки на автомашину. И тут надо не упустить одну важную подробность: все время, пока Конысбаев разбирался, спорил и ругался с сотрудниками дорожной полиции, в запертой машине сидела его маленькая дочь. Она плакала, куксилась, требовала есть, пить и просилась в туалет. В общем, вела себя так, как вел бы себя в такой ситуации любой четырехлетний ребенок. Чтобы отделаться, наконец, от назойливых полицейских, Конысбаев и дал им 200 долларов - кстати, сумму вдвое большую, чем страховка автомобиля. И тут откуда ни возьмись появилась группа захвата и на глазах у испуганной девочки повязала ее щедрого отца. В задержании принимали участие сотрудники управления собственной безопасности ДВД Алматы и некий господин в штатском. Впоследствии выяснилось, что это был офицер КНБ. Судя по заявлению Конысбаева, все необходимые материалы были оформ­лены всего за 15 минут. Сутки его продержали в ИВС. Но потом выпустили - не удалось получить санк­цию на арест.
Начальник Жетысуского райотдела КНБ подполковник Койшиманов и его родственник Конысбаев обратились в департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. В заявлениях они прямо указывали: их пытаются скомпрометировать и обвинить в коррупционных преступлениях два заместителя начальника ДКНБ по Алматы Асхат Ашимов и Серик Асаинов, а помогает им в этом начальник службы собственной безопасности департамента Бериков. В подтверждение своих слов они приложили рапорты нескольких сотрудников Жетысуского райотдела КНБ о давлении на них, оказанном руководством городского департамента. В последних числах октября финпол по этому поводу возбудил уголовное дело. А спустя несколько дней в карманах замначальника алматинского департамента финпола Айдына Жантелеева нашли гашиш и марихуану...

Все против всех

В очередной межведомственный конфликт, разумеется, оказалась втянута и надзирающая за законностью прокуратура. А как же без нее?! В наших силовых структурах теперь все против всех.
Одновременно с информацией о найденном в машине замначальника финпола Алматы килограмме героина (которая потом была официально опровергнута), в Интернете появилось сообщение об обыске, якобы проведенном в кабинете прокурора южной столицы Амирхана Естаева. Ситуация описывалась во всех красках - набег сотрудников КНБ, потасовка в приемной с охраной прокуратуры, вскрытие сейфов, изъятие папок с надзорными делами…
Но потом было дано официальное опровержение: мол, ничего не было, все слухи. Так вот, к сведению уважаемых читателей: было, не слухи. Правда, это был не обыск. По нашей информации, сотрудники КНБ изъяли всего лишь видеозапись, которая велась камерой, установленной в приемной городского прокурора. Зачем? Возможно, рассчитывали увидеть некую персону, которая входит в кабинет городского прокурора с чемоданчиком, а выходит без него. Судя по тому, что прокурор Естаев все еще при должности, эти надежды не оправдались.
Или пока не оправдались, поскольку времена нынче непредсказуемые.
Опричники метелят друг друга на потеху честным гражданам.
Вот менты чекистов берут за похищение, а вот чекисты ментов - за героин.
Вот дорожная полиция сцепилась с финполовцами, а вот те борцы с коррупцией открыли охоту на продавцов полосатых палочек.
А теперь еще вот чекисты с финполом друг друга валтузят.
Как-то затянулся у нас этот День опричника...

Геннадий БЕНДИЦКИЙ, е-mail:
benditsky@time.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

Вместо P.S.

В среду руководство Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) выразило сомнения по поводу обоснованности и законности задержания сотрудниками КНБ заместителя начальника департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы с “учетом обстоятельств задержания и личности задержанного”.
“Жантелеев 13 лет проработал в системе органов внутренних дел и финполиции. За период службы в употреблении каких-либо наркотиков уличен не был”, - заявил официальный представитель финпола Мурат ЖУМАНБАЙ. Он сообщил, что по данному факту финпол проводит внутреннее расследование.
Поделиться
Класснуть

Свежее