8518

Одним пиар, другим - навар

Одним пиар, другим - наварСотрудники коммунального государственного предприятия “Алматыжарнама” боятся “казахстанского журналиста” БОРАТА и любого упоминания о нем. На днях они заставили заклеить имя этого персонажа на всех рекламных билбордах в Алматы, которые до этого сами же и утверждали.

Не так давно в самых людных местах города появились билборды, рекламирующие известный напиток. На рекламном щите в качестве антигероя, перечеркнутого красным жирным крестом, нарисован персонаж, напоминающий нашумевшего героя британского комикса Саши БАРОНА КОЭНА, на плече которого красуется татуировка “Борат-ино”.
“Не успели мы порадоваться успеху рекламной кампании лимонада, как сегодня нас обрадовали из “Алматыжарнама”, - пишет на популярном блогерском сайте Afftor.kz один из сотрудников рекламной компании. - “Вы что, не знаете, что фильм “Борат” в Казахстане официально запрещен?!” - заявил сотрудник данного учреждения. И предписал заклеить надпись в виде татуировки на плече одного из персонажей на рекламном билборде, дабы “не задевать казахстанскую интеллигенцию” и “не позорить облик города этим персонажем”. И плевать им на то, что они сами же дали письменное разрешение на размещение данных билбордов!”
Одним пиар, другим - навар- Мы действительно подавали документы на размещение рекламы и в письменном виде получили разрешение, - рассказывает сотрудник рекламной компании, разместившей пресловутый билборд, Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН. - По правилам любой билборд перед вывешиванием утверждает “Алматыжарнама” - без этого ни одна реклама на улицах города не появится. Это предприятие просматривает билборд на предмет соблюдения закона о языках, следит за тем, чтобы он не содержал пошлости, призывов к разжиганию межнациональной розни, насилию, не портил морально-этический облик города. Лишь после этого реклама размещается. Так было и на этот раз.
Однако уже после того, как утвержденного Бората поместили на рекламные щиты, сотрудник “Алматыжарнама” приказал рекламному агентству: “Закрашивайте имя!”. Естественно, не предъявив никаких предписаний на бумаге.
- Вы хотите прорекламировать прокладки, - рассуждает Нариман, один из алматинских рекламистов. - Девушка в трусиках может спокойно выйти на билборде, если эту рекламу запускает крупное международное агентство. Если такую же рекламу попробуют запустить местные рекламисты, в “Алматыжарнама” сразу начнут говорить о “моральном облике”. Политика двойных стандартов процветает в этом учреждении.
- Работа с “Алматыжарнама” у нас строится так же, как и с госорганами: насколько ты вхож в высокие кабинеты, настолько быстро у тебя пойдут дела, - рассуждает коллега Наримана Михаил. - Если у тебя с кем-то доверительные отношения, то проблем не будет вообще. Если никого не знаешь - столкнешься с бюрократическими препонами.

“Докапываются” даже до того, что шрифт на билборде не того цвета или размер букв им не нравится. Также вызывает вопрос процесс согласования: по закону он длится до 10 дней, в реальности - от двух недель и дольше. Многие могли бы предъявить претензии, но все боятся испортить отношения с “Алматыжарнама”. Теоретически это контролирующий орган, фактически же внутренние правила предприятия порой становятся для нас едва ли не законами.
Даже подбор персонала там говорит о многом. В этой структуре работают люди, которые по идее должны зарабатывать деньги в госбюджет, а работают они по существу на себя.
О том, что в недрах “Алматыжарнама” творится что-то не вполне законное, косвенно свидетельствуют постоянные проверки этого предприятия силовыми структурами. А в прошлом году, 28 февраля, оперативники ДКНБ Алматы задержали гендиректора “Алматыжарнама” Дениса АЙРИХА, который сам пытался дать взятку 40 тыс. долларов старшему прокурору одного из управлений прокуратуры Алматы (см. “Нечистоплотная реклама”, “Время” от 1.3.2008 г.). Как выяснилось, представитель прокуратуры, проверяя деятельность “Алматыжарнама”, нашел немало нарушений Закона “О рекламной деятельности”. Испугавшись последствий, Айрих тут же предложил договориться и назвал цену - 30 тысяч долларов. Но прокурор отказался. Айрих поднял ставку до 50 тысяч “зеленых”, и стороны условились о встрече. Пока чиновник собирал деньги, прокурор доложил начальству о готовящейся попытке подкупа.
А в сентябре этого года прокуратура Алматы в очередной раз выявила нарушения в деятельности “Алматыжарнама”. Как сообщала пресс-служба надзорного ведомства южной столицы, “прокурорской проверкой установлено, что работниками “Алматыжарнама” проводились незаконные проверки хозяйствующих субъектов на предмет исполнения рекламодателями законодательства о рекламе, о языках, о государственных символах, которые не входят в компетенцию последних”.
А вот что пишут об этом предприятии пользователи популярного форума “Центр тяжести”.

Слеза
- Была в “Жарнаме”. Беспорядок как всегда. Договор лежит уже второй месяц - никак не подпишут. Причина задержки не ясна.

Степлер
- А я недавно зашел в отдел утверждения языков в “Жарнаме”. Вот смеху-то! Долго ржал. Захожу - сидит дед. Я ему эскиз на рекламу даю. Он минут десять смотрит на него и говорит: не пойдет. Я ему: почему? Он: мне не нравится. Главное, с языками все нормально, а ему наш дизайн не нравится! Я чуть от злости и смеха там не помер.
Вот так я впервые посмотрел на засекреченную от глаз обывателя тайную канцелярию “Алматыжарнама”.

Fudji
- Слышала, что в АЖ планируют электронную почту создать, но пока только слухи. Меня интересует: когда там начнут цивилизованно работать? Ведь по телефону до них не дозвониться, а выехать не всегда получается.

Muzzzy
- Смиялсо! Вы где живете, я не понял? Представляете, сколько семей вы оставите голодными, если все разрешения начнут через электронную почту выдавать? А если еще они будут обязаны давать объяснение письменное, почему не пропустили билборд. Это ж рекламщики обнаглеют совсем! Начнут свои права качать, оспаривать решения. Вы что, хотите, чтобы люди жили на одну зарплату?
Если почитать договор, то станет ясно, что деньги рекламодатели платят не “Алматыжарнаме”. Но прошу отметить, что для того, чтобы официально оплатить налоговому управлению, надо получить разрешение на рекламу. А вот получение разрешения - и есть большооооое поле для коррупции. Ибо в АЖ сидят не рекламщики, а чиновники, которые не понимают, что такое креатив и реклама, и трактуют рекламу не по правилам маркетинга, а чисто субъективно: “нравится - не нравится”.

Inform_motor
- Вот если бы рекламщики объединились и сказали дружное НЕТ поборам АЖ - это было бы стоящее обсуждение проблемы. Ведь всем она мешает жить. Сколько отдает прибыли рекламист АЖ? Наверное, половину. А это потом перекладывается на плечи рекламодателя. А рекламодатель - на себестоимость продукции. В итоге конечный потребитель удивляется, почему у нас мобильная связь в 6 раз дороже, чем в странах Европы.
Объективности ради мы рассказали сотрудникам PR-службы ГКП “Алматыжарнама” о многочисленных претензиях в их адрес. Однако руководители предприятия от комментариев воздерживаются.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть