8881

“Беркут” - снова птица

На днях из двух европейских столиц - Парижа и Брюсселя - с хорошими новостями вернулся председатель Комитета гражданской авиации (КГА) Мин-транскома РК Радилбек АДИМОЛДА (на снимке). По его словам, скоро авиакомпания нашего правительства “Беркут” получит добро на полеты в Старый Свет. К тому же ожидается поэтапное исключение остальных авиаперевозчиков Казахстана из “черного списка” Евросоюза. Кроме того, сейчас в парламенте находится законопроект “Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации”, который, став законом, приведет к кардинальному улучшению ситуации с безопасностью авиаперелетов. Обо всем этом и многом другом наш корреспондент беседовал вчера с главой КГА.

- Радилбек Окенович, в апреле этого года авиацию Казахстана проверяли аудиторы ИКАО (Международная организация гражданской авиации. - В.Б.), в результате 70 авиакомпаниям нашей страны (всем, кроме “Эйр Астаны”) были запрещены полеты в Европу. Такой позор обычно испытывают страны Африки, но не государство, где работают тысячи высококласс-ных авиаспециалистов…
- Да, тогда европейцы выставили нам две претензии. Во-первых, авиационное законодательство Казахстана не соответствует требованиям ИКАО. И во-вторых, за авиацией нет должного контроля со стороны уполномоченного органа, то есть КГА. Но мы не могли инспектировать авиакомпании и самолеты из-за низкой квалификации наших штатных инспекторов и их дефицита: на момент проверки у нас в комитете было всего 6 таких специалистов. И это на 69 авиакомпаний и 620 воздушных судов!

- Заставила ли Европа зашевелиться наших чиновников?
- С момента той проверки ИКАО мы проделали большую работу, и сейчас в КГА уже 45 инспекторов. Правительство пошло нам навстречу: везде идет сокращение штатов, у нас - увеличение. Теперь в нашем комитете работают 57 сотрудников. Кроме того, в августе этого года мы создали в Алматы госпредприятие “Центр обеспечения безопасности полетов”, которое будет помогать нам заниматься техническим аудитом авиакомпаний. Уже сейчас в составе центра 20 инспекторов. У этих специалистов будет хорошая зар-плата: в среднем около 1,5 тыс. долларов в месяц, согласно принципу “проверяющий не должен получать меньше проверяемых”.
Кроме того, мы наняли в этот центр пять европейских инспекторов, которые имеют опыт работы в Великобритании и Голландии и обладают допуском ко всем судам западного производства - они уже ведут инспектирование и сертификацию, пока наши спецы не прошли обучение.

“Беркут” - снова птица- На днях вы вернулись из Европы. Сжалятся ли над нами строгие западные инспекторы?
- Во-первых, мы были в Париже, где расположено восточное бюро ИКАО, в чьей юрисдикции находится и Казахстан. Мы представили план краткосрочных действий и показали, какую работу уже ведем по устранению замечаний. В Париже одобрили наши действия. После этого 11 ноября я отчитывался в Брюсселе перед Еврокомиссией, где рассказал, что в нашем парламенте уже находится законопроект, который соответствует требованиям ИКАО и Евросоюза, пояснил, что была выстроена новая структура самого КГА.
В ответ нас заверили, что исключат правительственную авиакомпанию “Беркут” из “черного” списка - это решение Еврокомиссии должно быть обнародовано уже к концу ноября.

- “Беркут” перевозит премьер-министра и других высокопоставленных госслужащих. Выходит, чиновников, извините, клюнул жареный петух, раз так оперативно приняты нововведения.
- Замечания ИКАО для того и делались, чтобы нам исправиться. Наверное, просто пришло время привести всю нашу авиацию в соответствие с международными стандартами, так что нет худа без добра. А “Беркут” хоть и находится в “черном” списке, но продолжает летать в Европу. Правда, это сопряжено с большими трудностями - заранее нужно уведомлять о полете, получить “добро” на пропуск судна. Эту работу надо проводить за сутки-двое до вылета. К тому же снятие запрета с “Беркута” - чисто политическое решение: ведь с Нового года мы начнем председательствовать в ОБСЕ, и у нас будет больше полетов в Европу.

- Когда остальные авиакомпании будут выведены из “черного” списка?
- Мы будем выводить их оттуда пошагово. Следующее заседание Еврокомиссии - в январе. Там представим две-три авиакомпании, которые будут готовы лучше других. Возможно, это будет “Бурундай-авиа”, которая выиграла тендер ООН на поставку груза в Африку на вертолетах Ми-8, но в связи с тем, что попала в “черный” список, с ней расторгли контракт. Затем, вполне вероятно, авиакомпания “Скат” - второй по величине авиаперевозчик в стране.

- Будут ли в Казахстане конкуренты у “Эйр Астаны”?
- Сейчас достаточно действующих авиакомпаний, которые можно при желании усилить. Причем есть государственные компании - например “Евразия Эйр”, у которой в планах - приобретение самолетов для региональных рейсов внутри страны. Нас сейчас больше всего беспокоит развитие региональной авиации. Тем более что с марта 2010 года мы выводим из эксплуатации воздушные суда Як-40 и Ан-24.

- А вот руководство “Скат”, например, не поддерживает это ваше решение: там говорят, что Ан-24 далеко не выработали свой ресурс.
- Конечно, если авиакомпании оснастят эти лайнеры необходимым оборудованием, а это системы предупреждения столкновения с другим воздушным судном и с землей, - они и дальше будут эксплуатироваться. Но такие приборы весьма дорого стоят - их цена может превышать стоимость самого самолета.
Не спорю, эти советские машины - надежные трудяги. Но новым стандартам они уже не отвечают.

- Вы сказали, что в парламенте уже лежит законопроект. Что нового там предусмотрено?
- Например, порядок аренды зарубежными странами наших самолетов. Мы жестко прописываем, что отныне без межгосударственных соглашений казахстанские борта не смогут там летать.

- Зачастую при задержке рейса наших пассажиров бросают на произвол судьбы. Как будет с этим?
- Теперь авиакомпании обязаны будут предоставить горячее питание при задержке рейса более чем на 4 часа, и далее - через каждые 6 часов. При задержке рейсов более 6 часов пассажиров должны обеспечить гостиницей и транспортом. И все - за счет перевозчика. Раньше это не было прописано в законодательстве. Отныне для авиакомпаний, часто допускающих задержки, это будет весьма накладно.

- Недавно наша газета написала о том, как один пассажир устроил во время полета скандал, и теперь стюардесса подает на него в суд (см. “Честь стюардессы”, “Время” от 17.11.2009 г. - В.Б.).
- Мы предлагаем внести изменения и в Уголовный кодекс, по которым вводится уголовная ответственность пассажиров за действия, угрожающие безопасности полетов.

- А “усмирять” тарифы “Эйр Астаны” не собираетесь?
- Это больная тема. Но сами подсчитайте: сейчас стоимость ГСМ составляет примерно 20 процентов от стоимости билета, еще 20 процентов - плата за аренду самолетов. Добавьте к этому запчасти, услуги аэропортов, аэронавигационные отчисления. При этом “Эйр Астана” самостоятельно не может устанавливать тарифы - она согласует их с антимонопольным ведомством, которое каждую цифру просматривает под лупой.

- В авиакатастрофе в Иране в этом году погибли наши летчики. Их родственники говорят, что они не смогли найти работу на родине. В то же время в “Эйр Астане” работает очень много иностранных пилотов. Как быть с этой проблемой и кто ответит за гибель казахстанских летчиков?
- В “Эйр Астане” 300 пилотов и только 70 из них - иностранцы. Авиакомпании не выгодно нанимать иностранцев - они очень дорого обходятся. А наши летчики не находят работу в “Эйр Астане” не из-за профессиональных навыков, а из-за слабого знания английского. По требованиям ИКАО пилоты должны обладать уровнем знания языка не ниже четвертого - а это очень высокий стандарт. Поэтому давно летающим летчикам тяжело его освоить. А на Ближнем Востоке и в Африке в некоторых авиакомпаниях относятся к этому не столь серьезно, хотя и там ИКАО сейчас ужесточает требования.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Сергея АСТРЕЛИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть