10160

Китайская пытка

Китайская пыткаНа минувшей неделе около двухсот пассажиров, преимущественно из Казахстана, устроили акцию протеста в аэропорту китайского города Урумчи. Наши сограждане не вынесли неподобающего отношения к ним со стороны сотрудников пограничной и таможенной службы Китая, а также представителей авиакомпании China Southern Airlines, по вине которой многие вылетели в Алматы с задержкой более чем в двое суток...

Китайская пыткаВ понедельник, 30 ноября, алматинец Валентин КЛЕЦ должен был вернуться из Гуанчжоу в Алматы транзитом через Урумчи на борту самолета China Southern Airlines (“Южнокитайские авиалинии”). На подлете к столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) самолет спешил нарезать круги над городом, но приземляться не стал. Вскоре пассажирам объявили: из-за плохих погодных условий самолет сядет не в Урумчи, а в ближайшем аэропорту, который даст разрешение на посадку. Через час с небольшим лайнер приземлился в небольшом городке Донгван.
Валентин Клец и другие пассажиры поняли: сегодня они не попадут в Урумчи и, следовательно, не вылетят сегодняшним же рейсом в Алматы. Их повезли в гостиницу, сообщив: автобус отвезёт их назад в аэропорт на следующий день.
Во вторник, 1 декабря, погода в Урумчи была благоприятной, и задержавшихся на сутки пассажиров к обеду доставили из Донгвана в главный город СУАР. Сотрудники China Southern Airlines пообещали, что припозднившиеся пассажиры обязательно вылетят в Алматы сегодня - благо рейсы из Урумчи в Алматы ежедневные.
Но вечером вторника выяснилось: самолет не может отправиться в южную столицу Казахстана - опять-таки из-за погодных условий. Однако на сей раз Клеца и других казахстанцев фактически бросили на произвол судьбы - ни положенного питания, ни гостиницы пассажирам никто не предложил. Тогда, сколотив группу из самых настойчивых, туристы стали искать представителя авиакомпании. И в итоге нашли молодую девушку, не говорившую ни по-английски, ни по-русски. Еще уйма времени ушла на поиски переводчика, и он не без труда втолковал ей: пассажиры хотят поесть и поспать в приличных условиях. Некоторое время спустя питание им все-таки заказали.
- Люди набросились на еду, как голодные звери, - вспоминает одна их задержанных пассажирок, Лариса АБАКУМОВА. - Нас слишком долго продержали в зале ожидания.

Китайская пыткаЗатем сотрудники China Southern, решив, видимо, что халява кончилась, пригнали в зал ожидания автомат по розливу чая и кофе и... стали продавать напитки по 30 юаней (700 тенге) за чашечку. После такой трогательной “чайной церемонии” пассажиров вновь увезли в гостиницу - на вторую вынужденную ночевку.
Утром в среду, 2 декабря, горемык-путешественников вновь привезли в аэропорт. На этот раз у людей не осталось сомнений в скором вылете: погода стояла хорошая - не было и намека на туман. А тут и от авиакомпании поступили хорошие новости: к обеду самолет будет подогнан к телескопическому трапу. И действительно, через несколько часов объявили посадку на рейс Урумчи - Алматы, к соответствующему рукаву подрулил борт. Обрадованные пассажиры быстренько прошли паспортный и таможенный контроль, зарегистрировались на рейс и уже стали готовиться к выходу на посадку. Но тут их огорошили: рейс снова откладывается!
Возмущению людей не было предела: из Урумчи до Алматы - всего час полета, ждать которого им пришлось сутками.
- Мы уже были буквально одной ногой в самолете - и снова облом! - не скрывает раздражения Валентин Клец, - не передать словами. На этот раз ссылки на плохую погоду звучали неуместно: в Урумчи ясно, и самолеты взлетали один за другим. Позже, когда пассажиры нашего рейса от безделья стали общаться с пассажирами других самолетов, один из них рассказал: из Урумчи должна была срочно вылететь куда-то группа китайских спецов, и якобы им отдали предназначавшийся для нас лайнер.
Поползли слухи, что вылететь казахстанцы смогут теперь только на следующий день. Через какое-то время китайские пограничники стали требовать, чтобы пассажиры рейса на Алматы покинули зону вылета. Те отказались и потребовали встречи с представителем авиакомпании. Тот отказался выходить к людям. В конце концов, не выдержав этой многодневной “китайской пытки”, пассажиры устроили митинг прямо в зоне вылета. Толпа более чем из ста человек встала стеной и принялась громко кричать: “АЛМАТЫ! САМОЛЕТ!” Когда один из пассажиров - китаец - принялся снимать происходящее на видео, к нему подбежали люди в форме и стали выкручивать руки. Китаец не долго думая бросил телефон другой пассажирке, которая продолжила съемку. Ее - казахстанку - сначала не тронули, а китайца куда-то увели, и больше его никто не видел...

Китайская пыткаОднако через некоторое время несколько человек в форме вернулись и за девушкой. И тут товарищи по несчастью, окружив ее кольцом, воспротивились блюстителям порядка. Сколько китайцы ни уговаривали пассажиров “позволить девушке выйти поговорить” - те категорически не соглашались.
В конце концов сотрудник China Southern появился в зале ожидания - да не с пустыми руками. Китаец стал предлагать по 100 юаней (2200 тенге) каждому пассажиру в обмен на подпись под отказом от претензий к авиакомпании.
Нашлись те, кто взял деньги и послушно поставил автограф.
Остальные, доведенные буквально до отчаяния, стали искать телефон казахстанского посольства в Китае. Им удалось дозвониться до консула РК в Урумчи г-на БАХТИЕВА, который достаточно быстро прибыл к соотечественникам на подмогу в аэропорт. Подействовало ли вмешательство дипломата или сотрудникам China Southern самим надоели казахстанцы, но вскоре нашелся огромный лайнер, который в ночь на четверг, 3 декабря, доставил-таки наших земляков в Алматы.
- Видимо, чтобы сэкономить деньги, авиакомпания решила объединить несколько рейсов и отправить всех разом, - предполагает один из казахстанцев, Константин КОЛОБОВ. - Во всяком случае, никто не верит в сказки про плохие погодные условия. В первый день действительно было пасмурно, но на следующий вылетали все самолеты - кроме нашего.
Слова пассажиров подтверждают и синоптики - согласно сайту Meteonovosti.ru, 30 ноября в Урумчи действительно было облачно и небо на большую часть дня затянуло дымкой, однако уже на следующий день было ясно, а 2 декабря - облачно с прояснениями.
Мы связались с представительством China Southern в Алматы. Гендиректор представительства Виктор ЛИН не пожелал комментировать произошедшее, однако через свою подчиненную, назвавшуюся Батигуль, пригрозил редакции иском, если мы плохо напишем про China Southern. Потом девушка перезвонила нам и попросила - ни больше ни меньше! - отправить еще не вышедшую публикацию на визу своему начальнику. Как бы между прочим она добавила: в тот день, когда самолет не вылетел из Урумчи в Алматы, на рейс было куплено не 200 билетов, а всего лишь 30. И еще раз озвучила “официальную версию” задержки вылета - плохую погоду.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , Алматы

P.S. С консулом РК в Урумчи нам связаться не удалось - в столицу СУАР из-за недавних этнических беспорядков сейчас можно звонить только из Поднебесной. Нашему корреспонденту пришлось звонить в Астану - пресс-секретарю МИД РК Ильясу ОМАРОВУ, который, выслушав пересказ этой истории, пообещал связаться с нашими дипломатами в Китае и выяснить причины произошедшего. Газета “Время” обещает рассказать о них нашим читателям.
Поделиться
Класснуть