9273

Первая “ласточка” удвоенной мощности

Первая “ласточка” удвоенной мощностиКазахстанский локомотив серии Evolution встал на рельсы и проехал первые метры. Пока - только по путям внутри сборочного цеха нового завода, но в ближайшее время тепловозы, собранные в Астане по технологии General Electric, пойдут по казахстанским стальным магистралям. Как утверждает руководство завода-изготовителя, новый Evolution пятого поколения с легкостью заменит два локомотива, передвигающих сейчас составы по железным дорогам страны. При этом казахстанский тепловоз будет дешевле их, экономичнее и безопаснее для окружающей среды. Казахстанским продуктом уже активно интересуются зарубежные железнодорожные компании.

Первая “ласточка” удвоенной мощностиНовый локомотивосборочный завод в индустриальном парке Астаны в понедельник услышал первые тяжелые и уверенные “шаги” отечественного тепловоза. Мощная машина серии Evolution, изготовленная по технологии американской компании General Electric, сошла с конвейера под праздничные фанфары.
Напутствие первой “ласточке” дал премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ.
- Всего несколько месяцев назад, 3 июля этого года, в этом же самом месте глава государства дал старт этому заводу и этому проекту. А сегодня, в преддверии Дня независимости нашей страны, мы уже видим этот локомотив, - сказал он.
В этот же день был подписан меморандум о выкупе компанией General Electric 20% акций локомотивосборочного завода. Документ скрепили подписями глава АО “Национальная компания “Қазақстан темір жолы” (ҚТЖ) Аскар МАМИН и руководитель General Electric Transportation Лоренцо СИМОНЕЛЛИ.
- Этот документ закрепляет дальнейшее совместное участие компаний в этом предприятии, - подчеркнул президент General Electric Transportation.
Когда официальная часть завершилась, всех, кто присутствовал на презентации, ожидал большой сюрприз. Главы правительства и ҚТЖ поднялись “на борт” первого тепловоза, после чего был запущен двигатель локомотива. Карим Масимов встал к пульту управления, и тепловоз тронулся. Премьер провел его по путям, проложенным внутри сборочного цеха. Этой символической поездкой и торжественным гудком был дан старт производству. Директор локомотивосборочного завода Мейрамгали ТЛЕУЖАНОВ, рассказывая о предприятии, особо отметил новые линии, которые состоят из 1200 высокотехнологичных агрегатов.
- Все оборудование, установленное здесь, представлено мировыми брендами в области машиностроения. Все механизмы имеют программное управление, - подчеркнул руководитель предприятия.

Он добавил также, что из рабочего персонала более ста человек прошли курс повышения квалификации на казахстанских предприятиях - таких, как Петропавловский завод тяжелого машиностроения.
- На сегодня весь персонал хорошо подготовлен для производства продукции на оборудовании завода, - считает руководитель.
Первый тепловоз был собран из комплектующих, поставленных компанией General Electric. Эту машину называют опытной, поскольку при ее изготовлении отрабатывались технология сборки, монтаж оборудования и навыки рабочих. Процесс сборки и испытания локомотива проходили под наблюдением специалистов General Electric. Но в дальнейшем, как утверждает директор завода, на предприятии будет осуществляться не только “отверточная сборка”, но и изготовление собственных комплектующих. Так завод планирует увеличивать казахстанское содержание, за счет чего, по проектным расчетам, отечественный тепловоз будет дешевле мировых аналогов.
На первом этапе локализация производства составит 18 процентов. Для этого планируется запустить новые технологические процессы.
- На сегодня наше предприятие уже производит собственную продукцию - так называемую раму тепловоза. Параллельно опытно-конструкторский отдел уже готовит к запуску производство дизельных и генераторных отсеков локомотива, благодаря чему с 2011 года локализация составит до 34 процентов, - поделился планами директор завода.
При выходе производства предприятия на полную мощность, по его словам, ожидается, что локализация составит 52 процента.

- Новый тепловоз заменяет два локомотива, которые работают сейчас, - 4200 лошадиных сил. Он может вести состав из 60 вагонов. Это очень мощный локомотив, - подчеркнул руководитель предприятия.
Кроме того, новый тепловоз, благодаря современным технологиям, позволяет сэкономить до 17 процентов топлива и снизить на 40 процентов вредные выбросы в атмосферу.
А тем временем маркетинговый отдел завода исследовал спрос на казахстанские тяжелые машины для стальной магистрали. И выяснилось, что интерес к новым локомотивам очень высок не только на территории СНГ, но и за его пределами. О планах приобретения в будущем казахстанских тепловозов уже заявили Россия, Армения, Таджикистан, Эстония, Латвия, Грузия, Белоруссия и другие страны.
- Российская компания “Газпромтранс”, дочернее предприятие ОАО “Газпром”, заявила о намерении приобрести на нашем предприятии 20 тепловозов. Соответствующий договор, как ожидается, будет заключен к середине 2010 года, - сообщил Мейрамгали Тлеужанов.
В АО “Локомотив”, дочерней компании ҚТЖ, сообщили, что до 2014 года по плану завод должен выпустить более 400 тепловозов Evolution пятого поколения. Из них 118 отправят на экспорт, остальные будут ходить по казахстанским железным дорогам. Новая техника оказалась очень кстати: стальная магистраль остро нуждается в притоке современных машин. По последним данным, износ парка тепловозов и электровозов в Казахстане очень высок. В период до 2020 года подлежат списанию 60 процентов локомотивов, или 1055 единиц.
Реализация этого проекта позволит удовлетворить потребности локомотивного парка и решить вопрос его обновления. В 2010 году АО “Локомотив” планирует закупить 30 новых тепловозов, собранных на этом заводе, а до 2014 года предприятие поставит свыше 230 машин.
К 2015 году за счет выпуска “маневровых”, планируется увеличить мощность завода еще на 50 тепловозов, а в дальнейшем будет рассматриваться вопрос выпуска пассажирских локомотивов.

Среди достоинств новой техники - соответствие Evolution пятого поколения всем последним стандартам и то, что эта машина идеально подходит для железных дорог Казахстана и стран СНГ. Кроме того, следует обратить внимание на еще одну особую тонкость в оборудовании нового тепловоза. В нем созданы комфортные условия для работы локомотивной бригады. Кабина машиниста оборудована согласно всем современным требованиям. В ней предусмотрены шумоизоляция и регулятор микроклимата, а также внедрена микропроцессорная система управления, которая значительно облегчает труд машинистов.
Тепловозы Evolution - уже проверенная техника. В конце прошлого года было приобретено 10 локомотивов этой серии, изготовленных компанией General Electric по заказу АО “Локомотив”. Они прошли испытания на сложном железнодорожном участке с горным профилем в Алматинской области и показали себя с лучшей стороны.
Пока первые казахстанские “ласточки” тепловозостроения собирают, для них в ҚТЖ уже готовят “пилотов”.
В АО “Локомотив” нам сообщили, что в данный момент завершена подготовка 129 машинистов-тепловозников, работающих в эксплуатационном локомотивном депо Алматы, где уже используется новая техника. Для них были проведены два обучающих семинара с участием специалистов General Electric.
Новый завод в Астане, где увидел свет первый казахстанский тепловоз Evolution, официально открылся в середине 2009 года, как совместный проект АО “НК “Қазақстан темір жолы” и американской компании General Electric. Объем инвестиций в строительство предприятия составляет около 10 миллиардов тенге.
Новые локомотивы - только часть большой стратегии обновления ҚТЖ. По новой программе развития железнодорожного транспорта до 2020 года, национальная компания планирует модернизировать и обновить более 14 тысяч километров путей, реконструировать около 300 объектов, приобрести 1500 локомотивов, 54 тысячи грузовых и около 2 тысяч пассажирских вагонов.

Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана.
Поделиться
Класснуть