7181

Сдюжим ли дюжину?

Сдюжим ли дюжину?Причина банальна - отсутствие технической и кадровой готовности к тому, чтобы школьники грызли гранит науки на год дольше, а кроме того, - “рыхлость” государственных стандартов 12-летнего образования. Эту информацию косвенно подтвердили газете “Время” высокопоставленные чиновники Министерства образования и науки.

Если окунуться в историю вопроса (введение 12-летки предусмотрено госпрограммой развития образования в РК на 2005-2010 годы), то впору задаться вопросом: чем занималось министерство все эти годы?
То есть по-прежнему нерешенными остались те проблемы, из-за которых затея была отложена в 2008 году.
Кстати, упомянутой пятилетней программой на развитие образования в целом было предусмотрено выделить 330 млрд. 812 млн. бюджетных тенге. Однако ни действующие, ни бывшие чиновники МОН, которым мы задавали простой, в сущности, вопрос, сколько средств было потрачено на разработку нормативно-правовой базы 12-летки, не смогли ответить что-либо вразумительное.
Правда, вице-министр Махметкали САРЫБЕКОВ в телефонном разговоре признался: по поручению министра образования и науки РК Жансеита ТУЙМЕБАЕВА начинает работу комиссия из числа сотрудников управления внутреннего контроля министерства, которая проверит деятельность Республиканского научно-практического центра 12-летнего образования.
- Раньше центр был автономным, а сейчас включен в состав Национальной академии образования им. Алтынсарина, - сказал нам замминистра. - Комиссии предстоит выяснить, сколько средств было выделено центру за эти годы и на какие цели они были потрачены. Вот тогда я смогу вам что-то конкретное сообщить.

- Есть ли у вас подозрения, что было нецелевое использование денег?
- Это плановая проверка, мы должны контролировать подведомственные организации.

Возможно, по результатам этой проверки станет ясно, почему при бывшем министре образования и науки РК Бырганым АЙТИМОВОЙ в октябре 2006 года ее приказом за № 551 были утверждены госстандарты 12-летки, противоречившие принятой нормативной базе. По программе развития образования утверждена структура среднего образования в виде 4-летней начальной школы, 6-летнего среднего звена и двухлетнего старшего (4+6+2). Спрашивается: исходя из чего авторы стандартов, утвержденных г-жой Айтимовой, “изобрели” свою схему - 5+5+2? В какую копеечку обошелся государству (а значит, нам с вами, налогоплательщикам) этот мартышкин труд - остается только догадываться…
Судя по всему, с итогами работы министерской комиссии будет интересно ознакомиться не только нам, но и педагогической, и родительской общественности. К слову, по странному стечению обстоятельств финансовая составляющая “зависшей” 12-летки не попала в поле зрения Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
- В этом году контролем были охвачены вопросы использования средств, выделенных в 2008-м, а также в первом полугодии 2009 года по отдельным бюджетным программам в рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, - подтвердил нашему корреспонденту член Счетного комитета Ерлан ТУРЛЫБЕКОВ. - Кроме того, был проведен анализ эффективности реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006-2008 годы. Бюджетные средства, выделенные на разработку и внедрение государственных образовательных стандартов 12-летнего школьного образования, не проверялись.

Между тем и эксперты, и педагоги, и родители сегодня больше озабочены даже не тем, в какую копеечку влетела казне12-летка. Их откровенно пугают сроки ее внедрения: до нового учебного года осталось всего-ничего, а нормативно-правовая база до сих пор не утверждена. Государственные образовательные стандарты 12-летней школы уже несколько лет пребывают “в проекте”, а жаркие дебаты по поводу их низкого качества лишь добавляют масла в огонь.
На заседании координационного совета по проблемам перехода к 12-летней системе среднего образования, прошедшем в стенах Министерства образования и науки 13 ноября (прессу туда, кстати, не звали), по сведениям наших источников, было жарко. В адрес разработчиков стандартов так и сыпались критические стрелы.
Вот что нам рассказала директор одной из частных школ Алматы Рахима КУАНЫШБАЕВА, которая в координационном совете представляет Ассоциацию частных школ:
- Отдельные ученые, присутствовавшие на заседании, поставили под сомнение легитимность стандартов (12-летки. - А. А.). Но, по-моему, главная проблема заключается в том, что утвержденный стандарт начальной школы носит описательный характер, в нем нет конкретики: его нужно “почистить”, внести систему измерителей, чтобы знать, какие конкретно знания должны получить дети в начальной школе и с какими результатами они ее должны закончить. На Западе учитель не привязан к конкретному учебнику - он сам определяет, по какой литературе работать. У нас с этим пока проблема. Поэтому считаю, что введение 12-летки стоит отложить на несколько лет, чтобы качественно к ней подготовиться. Кстати, при обсуждении стандартов 12-летки я впервые ощутила интерес со стороны МОН РК к конструктивному диалогу: нас не просто слушают - нас слышат.
Директор департамента среднего образования чиновников МОН Нургали АРШАБЕКОВ, председательствовавший на том заседании, интерес нашей газеты к проблеме воспринял довольно нервно.

- Нургали Рахимгалиевич, вы согласны с критикой членов координационного совета в адрес стандартов, разработанных министерством?
- Это что, проблема, что ли? Правильно, надо все критиковать, у нас есть время все усовершенствовать. Что тут крамольного?

- А разве время есть? Ведь до сентября 2010-го, когда 12-летка должна заработать, осталось чуть больше полугода?
- Кто вам сказал, что полгода? Не надо паниковать, все нормально! Мы разбирали стандарты, концепцию профильного обучения… Если кто-то там сплетни какие-то (разводит. - А. А.), это не надо вам - вы же серьезная газета. О том, когда будет переход на 12-летнее среднее образование, будет объявлено официально - я пока не могу сказать. Целесообразность (того, чтобы) отложить (введение 12-летки. - А. А.) решает руководство (МОН РК. - А. А.), и оно к этому склоняется. Не надо будоражить людей! А проекты мы будем дорабатывать.

Г-н Аршабеков, кстати, тоже затруднился назвать сумму, уже потраченную государством на 12-летку.
Зато нам удалось несколько прояснить вопрос о том, насколько вероятна очередная отсрочка.
По словам вице-министра Махметкали Сарыбекова, его шеф - министр Туймебаев, поручил ему провести экспертизу стандартов, которые были утверждены в 2008 году, а также проектов стандартов, которые находятся на обсуждении.
- Действительно, скопилось много вопросов к стандартам как по их структуре, так и по содержанию, - признал г-н Сарыбеков.

- Экспертное сообщество предлагает отложить введение 12-летки до 2015 года. Что вы об этом думаете?
- Пока политического решения не принято, но такие предложения есть. Будет это 2013, 2014 или же 2015 год - точно сказать не могу. Но проблемы существуют: материально-техническая и учебно-лабораторная база школ пока не соответствует (требованиям 12-летки. - А. А.), до сих пор работают школы с трехсменным графиком обучения, низкое качество учебников нового поколения и по-прежнему актуален кадровый вопрос.

Словом, ответа на вопрос: сдюжим ли мы эту школьную дюжину, и если да, то как скоро это произойдет? - как не было пять лет назад, так нет и поныне…

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее