8109

Прошлое… с оглядкой на настоящее

Прошлое… с оглядкой на настоящее“Аташка, мы празднуем 18-летие независимости Казахстана. А что, до этого у казахов не было своей страны?”. Такой вопрос накануне Дня независимости задал мой шустрый 8-летний племянник.
Я не стал ему отвечать тезисом недавнего заявления нашей ОСДП “Азат”: “Вернуть прошлое народу, чтобы обрести будущее”. Не поймет он пока.
А других объяснений, понятных второкласснику, которому в 2030 году будет всего-то 29 лет, я, признаться, в тот момент сразу и не нашел…

Нет, официально утвержденные и прекрасно оформ­ленные учебники истории имеются. Как и большие монографии и исследования. Казалось бы, никто не забыт, всем сестрам роздано по серьгам. Существуют целые институты с громкими названиями. Пишутся исторические труды, создаются произведения искусства, связанные с историей страны. Все это довольно живо расписывается в СМИ.
Но для любого человека, который не понаслышке знаком с ситуацией, ясно, что над всем этим довлеет одно, печально известное с недавнего советского прошлого понятие - политическая конъюнктура.
Вся история у нас исследуется и пропагандируется как бы… с оглядкой. На настоящее. Точнее, на тех, кто сидит в верховной власти. На их сиюминутные интересы и меркантильные политические планы. Меняются их взгляды и приоритеты - тут же вносятся коррективы в историю! В результате мы - страна не только с непредсказуемым прошлым, но и с не очень определенным настоящим. О будущем я просто молчу.
Смотрите, во что превратили современную историческую науку - из царицы наук она превратилась в прислужницу. С ней власть не церемонится, наоборот, сплошь “докторизованное” чиновничество привыкло ею понукать и указывать на ее место. Благо универсальный принцип “кто платит, тот и танцует… историю” безотказен. И здесь, пользуясь своим бюджетным превосходством, власть создала монополию. Историческая наука неприбыльна и потому не очень привлекательна для молодых ученых. Она не может привлечь их и соответствующим общественным статусом. И потому туда не рвутся честолюбивые будущие Плутархи, Валихановы и Маргуланы.
В пренебрежительном отношении к себе виновато и само научное сообщество. Оно на удивление общественно не активно, хотя история - дисциплина общественная. Конечно, служение музе истории Клио не терпит суеты, но все же как можно молчать, когда эту музу превращают в наложницу?!
К тому же история и ее примеры имеют непреходящее педагогическое значение для подрастающего поколения. Каких граждан мы воспитаем, если они будут изучать тенденциозную и прошедшую цензуру чиновников историю? Надо понять: честная и справедливая история формирует таких же честных и справедливых граждан. А лживая и субъективная - соответствующих!

Нет слов, и ныне много достойных уважения ученых-историков, настоящих патриотов своего дела. Есть объективные исследования. Но их катастрофически мало, и власть делает все, чтобы они не дошли до широкой общественности: скромные тиражи, отсутствие рекламы в СМИ. Вместо них пропагандируются идеологически выверенные, “правильные”, но не всегда достоверные труды и учебники.
Надо заметить, что власть использует эту науку в своих интересах вполне профессионально и эффективно. Под каждое спорное, но нужное для сегодняшней власти экономическое или политическое нововведение подводится соответствующая историческая база. Тут же находятся нужные на этот момент примеры и аналоги. Тем более что история человечества противоречива, и многие факты носят зачастую взаимоисключающий характер. Так что одни и те же примеры в зависимости от конкретной ситуации имеют порой противоположное значение. Чем не повод для лукавого псевдоисторического маневрирования! Все это относится не только к историческим исследованиям. Но и к произведениям литературы, театральным постановкам, кинофильмам и даже эстрадным песням!
Например, как только начала усиливаться демократическая оппозиция, практически перестали пропагандироваться исторические деятели, в свое время выступавшие против власти. Точно так же и народные восстания против тогдашних правителей (в центре и на местах) и их предводители. Те же глашатаи свободы и вольности, оппозиция хану Жангиру - Исатай и Махамбет. Заложившее основу новейшей государственности движение “Алаш-орда”, 90-летие которого так и не было достойно отмечено властью.
Причина понятна: власть не хочет, чтобы свободолюбивые потомки этих деятелей делали исторические параллели и задавали неудобные вопросы о причинах народных выступлений (ох как это опасно на фоне неэффективных антикризисных мер правительства).

Посмотрите на исторические цитаты, вывешенные на улицах и в общественных местах, особенно в областях и районных центрах. Вы почти не увидите слов “свобода”, “равенство”, “справедливость”. Но зато помимо дежурных дифирамбов в адрес власти там настоящее засилье тенденциозных пословиц и лозунгов с преобладанием слов “спокойствие”, “сплочение” (понятно вокруг какой партии), “терпение”, “порядок”, “дисциплина” и т.д.
Чем не историко-психологическое зомбирование населения? Эффект 25-го кадра просто отдыхает!
Меня особенно беспокоит ярко выраженная трайбализация процесса осмысления прошлого, усиливающееся местничество в пропаганде тех или иных исторических личностей. И здесь свой принцип: каждый кулик хвалит… кулика только из своего болота.
На местах творится самый настоящий исторический беспредел! Недавно был у себя на родине в
Кызылординской области и с удивлением узнал, что одна из улиц названа в честь чиновника средней руки, который в свое время слыл в народе махровым взяточником. Оказывается, его сын ныне большой чиновник, вот и пробил нужное решение. То тут, то там появляются “бии” и “батыры” местного значения, которые, судя по книгам, написанным их потомками, были чуть ли не на короткой ноге с Абылаем и Абулхаиром! И эту вакханалию, связанную с появлением “новоявленных пророков” в своем Отечестве, никто не останавливает.
А пресловутый родовой ренессанс, который заключается в восхвалении исключительно своих родичей? Когда естественное уважение к предкам и корням превращается в несмешную пародию и используется в не очень благородных целях. Чем не угроза целостности страны и единству народа? Впору писать следующую доктрину - о межродовом единстве!
Да, наше прошлое преподносится нам с оглядкой на существующую власть. Мне же кажется, что нужен принципиально другой ориентир. На прошлое, которое учит, что с историей шутить нельзя. Она накажет так, что мало не покажется.
И на будущее, которое рано или поздно расставит все и всех по своим местам.
Но это уже другая История.
Не с маленькой, а с заглавной буквы.

Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “АЗАТ”, рисунок Владимира Кадырбаева
Поделиться
Класснуть

Свежее