17749

Кому Ил подсобил?

Пилотам задержанного в Таиланде самолета Ил-76 предъявили новые обвинения. Теперь белорусу Михаилу ПЕТУХОВУ и казах­станцам Ильясу ИСАКОВУ, Александру ЗРЫБНЕВУ, Виктору АБДУЛЛАЕВУ и Виталию ШУМКОВУ грозит смертная казнь.

В среду газета “Бангкок пост”, ссылаясь на начальника дивизии по борьбе с преступностью Таиланда Суписана ПАКДИНАРУЕНАТА, сообщила: кроме обвинений в незаконном хранении оружия четырем нашим летчикам вменяют еще одно - хранение взрывчатых веществ. А за это по тайскому законодательству им светит от двух лет тюрьмы до смертной казни. Тем временем казахстанские чиновники уверяют: они не сидят сложа руки.
- Работа по вызволению казахстанского экипажа из Таиланда идет, никто наших граждан не оставит в беде, - заверил нас председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома Радильбек АДИМОЛДА. - Активное участие в этом принимает дипмиссия Казахстана в Таиланде и в целом работники МИДа. Сейчас они активно изучают законодательство Таиланда.
Между тем в зарубежной прессе появляются разные версии ответов на вопрос: кто хозяин Ил-76 и его смертоносного груза?
Имеющиеся на сегодняшний день факты позволяют нам сделать собственные предположения.
Как известно, еще год назад задержанный Ил-76 принадлежал казахстанской авиакомпании East Wing. В ней же числятся - как находящиеся в отпуске - и арестованные в Таиланде казахстанские летчики. Оказывается, несколько лет назад East Wing называлась по-другому - GST Aero. И имела отношение к некоему казахстанскому предпринимателю Александру ЗЫКОВУ, долгое время проживавшему в Арабских Эмиратах, а потом ставшему там персоной нон грата - как раз из-за подозрений в организации полетов в горячие точки мира.
Почему владельцы GST Aero решили переименовать свою авиакомпанию?
Уж не потому ли, что под прежним именем у неё не слишком безупречная репутация?

Три года назад Геннадий БЕНДИЦКИЙ в публикации “Флаг без права передачи” (см. “Время” от 10.8.2006 г.) писал, что в раздираемой гражданской войной африканской стране Сомали был замечен казахстанский самолет - грузовой Ил-76. По уверениям зарубежных СМИ, лайнер неоднократно совершал посадку в аэропорту столицы этой страны Могадишо, захваченной близкими к “Аль-Кайеде” исламистами, и привозил им оружие из Египта, Ливии или Ирана. Этот Ил-76 постоянно базировался в пограничной с Сомали африканской стране Эритрея, правительство которой имеет свой интерес в разжигании конфликта в Сомали. Этот самолет принадлежал казахстанской авиакомпании GST Aero, которая вскоре после скандала перестала существовать, по крайней мере под таким названием.
Правда, задержанный в Таиланде Ил -76 весной этого года был продан другой казахстанской авиакомпании - “Бейбарс”, которая вскоре переуступила его грузинским коллегам.
С чего это East Wing избавилась от своего самого востребованного грузового самолета? А спустя короткое время от лайнера отказался и “Бейбарс”… Может быть, дело в том, что в конце августа Еврокомиссия запретила полеты в Европу 70 казахстанским авиаперевозчикам - всем, кроме ”Эйр Астаны”.
При этом и Грузия, которая вроде бы купила Ил-76, и Украина, якобы взявшая его в аренду, отвергают свою причастность к нехорошей истории с поставкой оружия. Действительно, в свете близости этих стран к США кажется сомнительным, что украинцы и грузины решили наводить воздушные мосты со странами-изгоями типа КНДР.
А то обстоятельство, что у Северной Кореи весьма слабый технический потенциал, вряд ли позволяет считать ее серьезным производителем и поставщиком оружия.
Правда, остается одно “но”...
Именно американцы, как только разразился скандал вокруг задержанного в Таиланде Ил-76, вспомнили про российского предпринимателя Виктора БУТА, которого арестовали все в том же Таиланде по наводке США - за торговлю оружием. Вот уже несколько месяцев Бангкок не выдает его Вашингтону, поскольку США так и не смогли предоставить тайцам достаточно веские доказательства его вины. Злосчастный самолет с военным грузом на борту оказался как нельзя кстати: его тут же связали с именем Бута. Позволим себе предположить, что в его задержании Киев и Тбилиси вполне могли посодействовать своему большому стратегическому партнеру.
При таком раскладе казахстанские пилоты, скорее всего, стали разменными пешками в чьей-то большой игре.

Виктор БУРДИН, Алматы
Поделиться
Класснуть