9305

ВнеШтатная ситуация

ВнеШтатная ситуацияИзвестный музыкальный обозреватель, свой человек в отечественной поп-тусовке, главный редактор журнала “Тайм-аут” Мади МАМБЕТОВ кинул все в краю родимом, чтоб поискать в раю чужом: он на полгода улетел в Америку. Там Мади будет обозревать жизнь оплота мировой демократии, подрабатывая мойщиком посуды, таксистом, дворником и вообще кем придется.
Вот до чего довел человека казахстанский шоу-бизнес.

- Для чего тебе нужно это 293949494-е открытие Америки?
- Лично для меня оно первое и очень желанное. Мне просто нужно было своими глазами увидеть, что есть мир, отличающийся от того, в котором я прожил всю жизнь. И что есть пространства, где потолок и стены не так давят на тебя - фигурально выражаясь.

- Какие впечатления остались у тебя от работы в отечественном шоу-бизе? Не смущало ли удивительное сочетание скромности и интеллектуальности подавляющего большинства наших “звезд”?
- В твоих словах мне слышится сарказм, ха-ха. Вообще большинство наших звезд - это люди, терзаемые несоответствием своего “статуса” и своих возможностей. Всяких возможностей: одного давит, что его по телеку показывают, а он вынужден покупать костюмы на барахолке “Болашак”, другая знает, что все знают, что в ее клипе открывает рот она, а поет за нее другая. Ну, короче, парадоксов много…

- А перспектив?
- Перспективы были бы, если бы люди в шоу-бизе начали дружить с головой. А то годы проходят, а маразм тот же самый. Не шоу, не бизнес - такое ощущение, что люди просто собрались дурью помаяться. Мэтры до сих пор обсуждают какие-то профсоюзы-советы при акиматах, молодняк толкует о бесплатной ротации на ТВ, а все вменяемые люди либо уже уехали, либо уедут из страны. Мне лично импонирует с недавних пор Айгуль БАБАЕВА - человек спокойно зарабатывает деньги написанием гимнов для банков, записывает - и образцово записывает - на европейской студии народные песни и никаких революций в шоу-бизе делать не хочет.

- Ну и почему ты считаешь создание профсоюзов при акиматах и надежды юношей бледных на бесплатную ротацию маразмом?
- Ну здесь же речь идет о поп-музыке, шоу-бизнесе. Конечно, бизнес может и должен рассчитывать на государственную поддержку, но не настолько же беспомощно! Задача государства - не мешать. Создать нормальные условия. А все остальное делают субъекты бизнеса: продюсеры, артисты. Они записывают хорошие песни, ставят грамотные шоу, выпускают сильные альбомы. И их покупают, на их концерты ходят, и все такое - им башляет потребитель. Голосует за них рублем, как любят сейчас говорить. Ты же был на Muzzone Awards, видел, как позабытый - будем честны - всеми Асылбек ЕНСЕПОВ взял приз за лучший альбом. И альбом этот не самый, может быть, лучший, но суть не в том - награду вручали по данным “Меломана”. А им нет нужды врать - Енсепов больше всех продал свои диски. Вот тут за человека рублем проголосовали. А он, грубо говоря, даже не поп-исполнитель.
Все надеются на эту помощь акиматов как на панацею. А фишка в другом.
И “юноши бледные со взглядом...” мечтают о бесплатной ротации, словно она им все проблемы решит. Не решит. Самая отвратительная вещь нашего шоу-биза - это ротация всех и всякого, у кого бабло есть, но фишка в том, что все, у кого есть мозги, уже ушли в Интернет. В Сети нет ни границ, ни расходов - делай музыку, кидай в Myspace, набирай поклонников хоть в Казахстане, хоть в Штатах. Самое главное - делать современную музыку. А это и есть ахиллесова пята нашего шоу-биза. Обезьяньим образом скопировали форму с западных аналогов, а суть осталась прежняя - убийственно-совковая, позавчерашняя суть. Не замечал, что в музыкальном плане мы до сих пор в начале 90-х, в эпохе ранней ВАРУМ и поздней АЛЛЕГРОВОЙ? Надо музыку писать СОВРЕМЕННУЮ, а не на ротацию рассчитывать бесплатную.

- Такое ощущение, что волна дочек-любовниц, которые очень хотели подержать микрофон, пошла на убыль. Твое мнение?
- Мне тоже так кажется. Возможно, агашки начали понимать, что самый беспонтовый и бессмысленный понт - это тратить деньги на музыкальную карьеру жены-дочери-любовницы. И я рад. Потому что “поющие трусы” разрушали и так никакой казахстанский шоу-биз.
Мне, например, очень трудно различить девичьи группы между собой. Когда на церемонии MuzZone оглашались номинантки, я знал только одну песню из представленных пяти. То есть я по факту знаю, что есть группы “Кешью”, “Дауыс Интернэшнл”, “Гарем”, FM или “Рахат Лукум”, но воспроизвести не в состоянии ни одной строчки. Хотя я падкий на поп-музыку человек и легко напою тебе с десяток песен западных girl-bands. Кроме качества хитов у групп должны быть еще и солистки с personality - а у нас набор накрашенных лиц и сверкающих гламурным лоском тел. А с такими данными надо идти либо в модели, либо... Чуть не сказал - на панель, но это сексизм. Либо в модели, либо в продавщицы дорогих бутиков.

- Кстати, наши артисты сами тоже постоянно жалуются, что все хреново, и при этом их, артистов, все больше. Или они от хреновой жизни на сцену лезут?
- Самое грустное, что только в одном Алматы масса талантливых и оригинальных музыкантов. Некоторые их них, как ты изволил выразиться, лезут на сцену. И пусть бы они лезли, но их оттесняют и затмевают богатые или поглощенные комплексом самоутверждения ничтожества. Вот это уже и грустно, и пошло. А почему многие из них работают на сцене, я не понимаю. Кто-то, конечно, художники - из тех, как говорит моя мама, что не могут не заниматься творчеством. А кто-то - просто упрямые wannabes (хочу быть. - Т.Б.). Хотя, по большому счету, музыкальная карьера в Казахстане не окупается - большие траты, маленькие доходы... Так что эти люди поют так же, как самолеты летают - обыватель не понимает, как эта многотонная махина может держаться в воздухе, но вот поди ж ты, летает...

- Вопрос на сообразительность: кому из представителей нашей попсы ты не подашь руки?
- Задумался... До фига народу. Но вспомнил четко только одного - Еркеша ШАКЕЕВА. Знаешь, я настолько любил (вернее, мама любила и меня приучила) старые песни “А-Студио”, что мне казалось, их автор должен быть кем-то особенным. А потом я понял, что чувак делает деньги. Ну, ладно, пусть делает, но ведь он еще и критику не переносит! Он для одной знатной дамы, супруги банкира, писал песни - и это был ужас. Ужас был в том, что не только мелодии хромали - русский язык был оскорбляем в этих песнях. Элементарные спряжения и падежи. Стоило об этом заикнуться в прессе - а я лет шесть назад работал музыкальным обозревателем, как мое имя и в эфире ТВ было оскорблено, и в лицо мне было наговорено много матерных слов. А я робкий - когда хамят, теряюсь. Но на своем стоять буду - хоть ты трижды мэтр, не смей коверкать язык! Твои песни, блин, дети слушают, а им этот язык учить!

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото из архива Мади МАМБЕТОВА

Поделиться
Класснуть