14823

Скопили на иномарку? Копите дальше!

На вопросы наших читателей отвечает президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ.

Кайрат ЖУМАТАЕВ, Алматы:
Остались ли с нового года в силе льготы по оплате пошлины дипломатами?
- Остались. Человек с дипломатическим паспортом вправе ввезти на территорию Казахстана любой товар иностранного производства без оплаты пошлины. Например, автомобиль, который он оформит на границе как свое имущество.

Жума (вопрос задан на сайте газеты “Время”):
Подорожала ли растаможка подержанных иномарок и насколько повысилась пошлина? Повлияло ли это на цену уже завезенных в Казахстан иномарок?
- Естественно, подорожала, причем существенно. Думаю, что ввоз подержанных машин в Казахстан прекратится - они стали “золотыми” и стоят теперь буквально как новые.
К примеру, пошлина на авто старше 5 лет стоимостью 7 тысяч долларов с объемом двигателя 2 кубических сантиметра равна теперь почти 14 тысячам долларов плюс две с лишним тысячи долларов - НДС. И сейчас эта машина, которую до 1 января 2010 года с учетом всех пошлин (около 2 тысяч долларов) можно было приобрести за $10 тыс., обойдется казахстанскому потребителю в 22-24 тысячи “зеленых”. Еще дороже будет стоить удовольствие обзавестись подержанной иномаркой с объемом двигателя больше 3 тысяч куб. см. Если исходная цена машины на границе с Казахстаном составляет, положим, 13 тысяч долларов, то ее растаможка потянет на $25 тыс. плюс еще почти $5 тыс. - НДС. Кроме того, импортеру придется заплатить акциз - 2 тысячи долларов. Итоговая цена машины с таким объемом двигателя на авторынке (причем без каких-либо накруток продавца) - 45 тысяч долларов. Примерно за такую же цену сегодня можно взять новый автомобиль в автосалоне. Но не с нашей покупательной способностью населения. Поэтому мой совет тем, кто хочет продать свою подержанную машину: дождитесь осени, когда стабилизируются цены и спадет ажиотаж. Возможно, вы не прогадаете.

Скопили на иномарку? Копите дальше!Зинаида ПЕТУХОВА, Алматы:
Слышала, что создание Таможенного союза снизит стоимость продуктов питания, которые завозятся в Казахстан из России. Станет молоко дешевле или нет?
- Около 60 процентов продуктов питания, которые продаются в наших магазинах, произведены в Казахстане. Остальные ввозятся преимущественно из России. Бывшие республики СССР - Россия, Белоруссия и Казахстан - подписали и ратифицировали международные соглашения о взаимных преференциях. С этого времени между нашими странами действует “беспошлинная торговля”. То есть создание Таможенного союза никак не отразится на таможенных пошлинах: их как не взимали, так и не будут взимать. С чего в таком случае российским импортерам снижать цену на товары, которые они продают в Казахстане?
Вполне возможно, что с 1 июля 2010 года, когда вступит в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, у нас немного снизятся цены на товары российского и белорусского производства. Дело в том, что документ предусматривает отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) и упрощение таможенного оформления товаров внутри союза. Отмечу, что ежедневно в Казахстане бизнесмены теряют примерно 8 млн. долларов из-за того, что их товар выпадает из экономического оборота, в том числе из-за простоев на границе при оформлении. Эти потерянные предпринимателями деньги так или иначе “сидят” в стоимости каждой ручки, каждого диктофона или листа бумаги. В случае с молоком, разумеется, та же картина. Как только таможенное оформление будет упрощено, у предпринимателей снизятся расходы. Соответственно, надеемся, и товар на прилавке подешевеет.
При этом я не исключаю, что в связи с созданием Таможенного союза в Казахстане вырастет безработица и сузится ассортимент товаров на прилавках. Многие бизнесмены, импортирующие в Казахстан товары производства третьих стран, теперь будут вынуждены экономить на расходах, чтобы как-то пережить повышение таможенных пошлин.

Алик, Петропавловск:
В России работают линии по сборке разных иномарок - “Форд”, “Тойота”, “Рено”. Значит, я могу купить себе в России новую иномарку вместо “Жигулей” и привезти ее без каких-либо пошлин в Казахстан?
- Ошибаетесь. “Буржуйские” автозаводы, собирающие солидный модельный ряд в России, действуют в таможенном режиме и даже произведенные на территории РФ заграничные машины не значатся как российский товар. Весной прошлого года в России стартовала программа льготного автокредитования для желающих купить новый автомобиль. В список вошли все российские марки и несколько моделей заграничных малолитражек, собираемых в России. Вот эти машины казахстанцы могут купить беспошлинно. Остальные же, не имеющие сертификата о российском происхождении, - на общих основаниях, то есть с надбавкой за растаможку. Хотя, насколько я могу судить, только 5-8 процентов казахстанских водителей доверяют российскому автопрому. Лишь микроавтобусы и грузовики из России более-менее прижились в нашей стране, да и то исключительно из-за сравнительно низкой цены.
Как поведет себя наш авторынок после вступления в силу Таможенного союза? Это можно только предполагать. Тот, кто копил деньги на новую иномарку и был уже близок к цели, скорее всего, продолжит копить дальше.

Вахид, Алматы:
Могу ли я сейчас ввезти китайские товары в Россию из Казахстана и не платить пошлины?
- Нет. Это иностранный товар - даже если он легально прошел таможенное оформление в Казахстане, в России вы будете платить пошлину. Причем и после 1 июля 2011 года, когда “исчезнет” таможенная казахстанско-российская граница. Однако вы затронули существенную проблему.
В прошлом году казахстанские чиновники активно обсуждали вопрос: что нужно сделать, чтобы новшества Таможенного союза не отразились на “челноках”, каждый из которых имеет право ввезти в Казахстан до 2 тонн ширпотреба в месяц? Эта категория “импортеров” по действующему в Казахстане таможенному законодательству проходит оформление на границе в упрощенном порядке. Но после 1 июля 2010 года, когда вступит в силу Таможенный кодекс Единого таможенного пространства, ввезти на льготных условиях можно будет лишь до
30 кг товаров. Это значит, что знаменитая алматинская барахолка, где сегодня одевается вся южная столица, попросту умрет.

Юрий КОРОБОВ, Усть-Каменогорск:
Что для Казахстана было выгоднее - Таможенный союз или ВТО?
- Мы уже фактически были на пороге ВТО, оставалось урегулировать юридические тонкости. В среднем пошлины на ввоз товаров в Казахстан составляли всего 5 процентов, тогда как в странах ВТО они равны 7-8 процентам. У Казахстана, не входящего в ВТО, торговые взаимоотношения с остальным миром были куда либеральнее, чем внутри самой Всемирной торговой организации. Так или иначе, чтобы не пропасть в Таможенном союзе, нужно стимулировать отечественных производителей на выпуск экспортоориентированной продукции. Но сегодня, увы, нам нечего предложить миру. Наша страна на уровне Таможенного союза смогла отвоевать временные нулевые пошлины только на 400 товарных позиций: фармацевтическую продукцию, кое-какое оборудование, фрукты, ручные инструменты, бумагу. В правительстве Казахстана, видимо, надеются, что бизнесмены, занятые операциями “купи-продай”, задумаются и станут что-нибудь производить для внутренних нужд, перейдя в так называемый реальный сектор экономики. Но для этого им нужен стимул. Если за 18 лет в стране потерпели фиаско все индустриально-стимулирующие программы, на которые “профуканы” миллиарды бюджетных средств, то за 2-3 года вряд ли что-то изменится.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть