9147

Льготы для избранных

Льготы для избранныхС 1 января 2010 года в Казахстане начало действовать немало новых социальных программ. Так, например, увеличены размеры пособий. Кроме того, в сфере медицины предусмотрено финансирование из бюджета программ экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Казалось бы, живи и радуйся. Но на поверку все оказалось не так хорошо, как многие себе представляли.

Родить придется погодить

Казалось бы, бездетные семьи, у которых нет денег на проведение дорогостоящей процедуры ЭКО (ее цена составляет порядка 4, 5 тысячи долларов. - О. А.), получили реальный шанс. Но воспользоваться им смогут далеко не все.
- Государство выделило более 60 миллионов тенге на проведение процедуры ЭКО, - говорит директор департамента комитета оплаты медицинских услуг по городу Алматы Сауле НУКУШЕВА. - Квота рассчитана на сто семейных пар, страдающих бесплодием. Процедуры будут проводить в двух центрах Казахстана - Национальном научном центре материнства и детства в Астане (выделены деньги на проведение 49 программ ЭКО) и в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии г. Алматы (51 программа). Квоты будут распределяться равномерно по всем областям Казахстана. По нашим подсчетам, в каждом регионе этой программой смогут воспользоваться шесть-семь семейных пар. В следующем году количество квот будет увеличено.
Сколько малообеспеченных семейных пар нуждаются в процедуре ЭКО, неизвестно - нет такой статистики. Однако известно, что проблема бесплодия в Казахстане может быть решена только в том случае, если ежегодно проводить 6,5-7 тысяч программ ЭКО. Медики, обращавшиеся в Минздрав, просили выделить средства на 2200 процедур ЭКО. Цена вопроса - 1 миллиард 430 миллионов тенге. Но чиновники очень порадели за экономию бюджетных средств, поэтому уже сейчас число желающих попасть на ЭКО значительно превышает квоту в сотню счастливчиков.

- У нас есть приказ Министерства здравоохранения, в котором определены критерии отбора пациентов, желающих получить квоту на проведение процедуры ЭКО, - поясняет заведующий лабораторией ЭКО Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Алматы Равиль ВАЛИЕВ. - Мы будем работать только с супружескими парами, имеющими гражданство Казахстана. Квота действительна только в течение одного года и дает пациенту право на единственную попытку ЭКО. Чтобы получить квоту, нужно приехать на обследование к нам в центр или в Астану. Если мы дадим положительное заключение, пациент должен получить квоту в управлении здравоохранения по месту жительства и возвратиться с ней в тот центр, где планирует проходить лечение.
Квоты смогут получить и мужчины, и женщины (для дам, кстати, установили возрастной барьер от 19 до 35 лет. - О. А.), которые должны соответствовать целому ряду медицинских критериев. Одно из условий - их вторые половинки должны обладать хорошим репродуктивным здоровьем. Конечно, к врачам обращаются не только семейные пары, нередко на прием приходят и одинокие бесплодные женщины, надеющиеся на помощь от государства, но им сразу отказывают. В программу не включено донорство, то есть пациенты не смогут воспользоваться банком спермы и яйцеклеток или услугами суррогатной матери.
Кстати, далеко не все семейные пары, которым посчастливится попасть в заветную сотню, станут родителями. По статистике, результативность процедуры ЭКО составляет 30-40 процентов. Так что тем, кому не удастся зачать ребенка с первого раза, за следующую попытку стать родителями придется платить уже из собственного кармана.

Льготы для избранныхЦенз на инвалидность

Алматинка Татьяна МИХАЙЛОВА (на правом снимке) пожертвовала всем ради своего сына. Ее Стас - инвалид с детства. При рождении он получил травму позвоночника, что привело к спинно-мозговой грыже. Татьяне Николаевне пришлось оставить работу, чтобы ухаживать за сыном. Парализованный мальчишка учился передвигаться, держать ложку в руках, самостоятельно есть и пить. Врачи говорили: “Он не будет двигаться, так не бывает”. Но Стас благодаря усилиям Татьяны Николаевны, ее любви и заботе научился ходить по дому. Но и сейчас в свои 27 лет он не может обойтись без ее помощи. В его документах так и написано: “Обязателен уход постороннего лица”.
- Недавно я узнала, что с 1 января этого года родителям, воспитывающим детей-инвалидов, будут выплачивать пособие, - рассказывает Татьяна Николаевна. - Деньги, конечно, небольшие - около 15 тысяч тенге, но для нас они серьез­ное подспорье. Я обратилась в департамент труда и социальной защиты населения по месту жительства, но там мне сказали, что это пособие выплачивают лишь тем родителям, дети которых еще не достигли 18 лет. Как же так? По логике чиновников ребенок-инвалид требует ухода только до момента совершеннолетия, а потом он вдруг становится самостоятельным?
Чем старше инвалид, тем сложнее за ним ухаживать, считает Татьяна Николаевна. Болезни прогрессируют, состояние здоровья ухудшается.
- Решение о выплате пособий матерям и опекунам детей-инвалидов было принято еще два года назад, но получать его начали только с 1 января этого года, - говорит председатель азиатского общества по правам инвалидов “Жан” Айбек ДУМБАЕВ. - О том, почему установлен такой возрастной ценз, нужно спросить у парламентариев. Мы предлагали выплачивать такое пособие и тем, на чьем попечении находятся взрослые инвалиды. Но нас пока не услышали.
По разным данным, только в Алматы живет около 35 тысяч людей с ограниченными возможностями, 4 тысячи из них - дети. По оценкам специалистов, почти половина взрослых инвалидов нуждается в постороннем уходе. Если всем им выплачивать пособие в размере 15 тысяч тенге, государству ежемесячно нужно будет выделять 262 с половиной миллиона тенге.
В масштабах страны сумма, в общем-то, небольшая.

Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
akulova@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВ
Поделиться
Класснуть