7167

Экономическая стратегия плюс политическая модернизация

Экономическая стратегия плюс политическая модернизацияДля большинства министерств и акиматов президентское Послание - это своеобразный сигнал к началу тотальной пропаганды и агитации. Само по себе это довольно странно: президент выступает чуть больше или чуть меньше часа, а планы по разъяснению его Послания всякий раз расписываются на целый год. Готовятся сотни медиапланов, столько же графиков выезда информационно-пропагандистских групп, хотя план по реализации самого Послания всего один. Получается так, что больше энергии и усилий тратится на обсуждение и разъяснение самого Послания, чем на реализацию обозначенных в нем целей и задач. Поэтому президент даже был вынужден в этот раз специально предостеречь чиновников, чтобы они сильно не увлекались. “В прошлый раз мы так разъясняли людям, что надоели. Одна за другой группы едут в одни и те же районы, в одни и те же села”, - строго заметил президент на расширенном заседании бюро политсовета партии “Нур Отан”.

По большому счету, агитировать в поддержку Послания следует не простых граждан, основное большинство которых и без того разделяет и поддерживает все президентские инициативы, а самих чиновников, от ответственности которых и зависит эффективная реализация президентской стратегии.
Между тем последнее президентское Послание созвучно с самым первым его обращением к народу, в котором также были изложены среднесрочные и долгосрочные стратегические приоритеты. Но в нынешнем его выступлении помимо традиционных задач перед госорганами содержится и ряд новых актуальных идей и размышлений. Основной мессидж Послания заключается в том, что нынешняя повестка дня борьбы с кризисом должна смениться новой повесткой осуществления очередного этапа экономической модернизации. Однако сама “модернизационная” повестка в большинстве случаев у нас, даже в экспертном сообществе, воспринимается несколько упрощенно. Весь разговор часто сводится просто к тому, что, мол, кризис закончился, давайте говорить о проблемах развития. Но вопрос о том, какие именно выводы были сделаны из событий 2007-2009 годов, чаще всего остается открытым.
Еще один немаловажный момент: многие эксперты в Казахстане по-прежнему трактуют кризис как исключительно финансовый, максимум - экономический, как будто только банки и строительные компании повинны в раздувании “финансовых пузырей”. В то время как кризис обнажил множество других проблем, в том числе во взаимоотношениях между властью и обществом.

Во-первых, оторванность в некоторых случаях планов госорганов не только от стратегических приоритетов развития экономики, но и прежде всего от реальных нужд простых граждан. Во-вторых, отсутствие эффективной системы обратной связи между госорганами и населением. Личные блоги министров, общественные приемные, ежегодные отчеты акимов, конечно же, существенно расширяют возможности коммуникации власти с обществом, но не могут в полной мере компенсировать слабость самих механизмов общественного контроля или даже, откровенно говоря, вообще их отсутствие. Неслучайно президент возмутился тем, что большинство из 40 тысяч вопросов, заданных ему в прямом эфире, находится в компетенции акимов аулов, районов, областей или местного участкового. Но люди от безысходности вынуждены обращаться к президенту в надежде на справедливость. В-третьих, кризис убедительно показал, что у общества, у простых граждан не так уж много инструментов влияния на власть и возможностей для равного обсуждения с ней общих проблем. Это еще более усугубляет ситуацию, создавая предпосылки уже для новых напряжений. Увеличение количества акций социального протеста - лишнее тому подтверждение. Если в 2008 году произошло 290 акций протеста, то в 2009 году их было уже 380. Из них 290 акций имели социально-экономический характер, причем 75% были несанкционированными. Это еще хорошо, что оппозиция не смогла воспользоваться всеми тактиче­скими преимуществами, ведь пока власть более или менее успешно боролась с экономическим кризисом, оппозиция так же героически боролась с кризисом внутри себя. Хотя слабость оппозиции - это тоже минус, поскольку, не находя никаких других способов выражения и трансляции собственных интересов, различные протестные группы зачастую пытались самостоятельно их защищать и продвигать. К примеру, объединения дольщиков.

Без понимания сущности этих проблем, как мне кажется, будет трудно использовать кризис как момент для перехода в новое качество политических, экономических, социальных отношений и процессов. Только с помощью PR, политтехнологий и просто голой пропаганды задачу очередного рывка не решить. Нужно признать, что одна из главных причин, по которой мы оказались не вполне готовы отразить влияние мирового финансового кризиса, - это недостаточно высокое качество человеческого капитала во всех отраслях: и в политике, и в экономике, и в финансах. Поэтому если мы всерьез нацелены на системные перемены, то должны учитывать, что реальная модернизация - это не просто диверсификация экономики и активное внедрение инноваций. Это прежде всего подготовка новых людей, которые должны будут построить умную экономику, умное государство. А это, в свою очередь, означает, что одним из главных условий эффективной реализации новой стратегии, предложенной президентом в его Послании, должна стать реализация программы социальной и политической модернизации. Именно об этом говорил президент в своем Послании, специально подчеркнув, что “в новом десятилетии мы продолжим совершенствовать нашу политическую систему, подкрепив успех своих экономиче­ских планов последовательной политической модернизацией”.

Ерлан КАРИН, кандидат политических наук, рисунок Владимира КДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть