14968

Следствие не начато, забудьте!

Следствие не начато, забудьте!Все разговоры о междоусобных войнах силовых структур республики меркнут перед жамбылской действительностью. Где еще такое было, чтобы целое полицейское подразделение организовывало побег уличенного в мздоимстве следователя и при этом укладывало на пол своих коллег, пытающихся его задержать!..

…3 декабря в селе Бауыржан Момышулы играли свадьбу. Мимо дома, где отмечалось торжество, проходили четверо парней. Самый старший из них, двадцатитрехлетний Ильяс БАЛТАБАЕВ, задержался, увидев среди гостей знакомых ребят. И получаса не прошло, как он уже дрался с Сабитом АТАНИЯЗОВЫМ. Вскоре образовалась еще одна выясняющая отношения пара: пришедший на подмогу Ильясу восемнадцатилетний Нурлан БАЙСБАЕВ и жених Калас КОЖАРОВ. Окрик отца жениха заставил юношей со стороны спешно ретироваться, а гость и жених вернулись к застолью. Эта спонтанная драка так бы, наверное, и осталась рядовым эпизодом деревенской жизни, однако через три дня Сабиту Атаниязову внезапно стало плохо, и он скончался в реанимации районной больницы.
Сразу арестовали Балтабаева. С остальных участников инцидента, в том числе с Нурлана Байсбаева, полицейские взяли объяснения и подписку о невыезде. После этого следователь Жуалынского РОВД Талгат САРКУЛОВ пригласил в свой кабинет отца одиннадцатиклассника - Адильбека БАЙСБАЕВА (на правом снимке) и повел с ним такой разговор: “Ваш сын тоже виноват, и мы его закроем. Так что думайте…”
Адильбек Байсбаев намек понял.
- Я попросил родственника дать майору 20 тысяч тенге, и пусть бы тот оставил нашу семью в покое, - рассказывает Адильбек Байсбаев. - Родственник вернулся с вестью: “За 20 тысяч он даже разговаривать не хочет, просит тысячу долларов - ему, дескать, надо “делиться с людьми”. Ну, говорю, пусть тогда “закрывает” - денег у меня нет. Сами посудите: зимой в селе работы нет, я, таксуя на “Москвиче”, в день зарабатываю по 300 - 400 тенге, а у меня в доме сын-школьник, сноха, два внука - попробуй прокорми. В общем, думаю, будь что будет. А следователь уже на 80 тысяч согласен. Потом нас с сыном вызывает: “Я тебе давал шанс, ты не использовал, так что готовь для сына теплые вещи, сейчас проведу очную ставку с Кожаровым и буду готовить документы на арест”. Кожаров - а они с сыном давно помирились, он же наш сосед - говорит: “Следователь требует, чтоб я на вашего сына заявление написал, но я не буду”. Тогда этот хитрый майор сыну предлагает: “Давай, ты на Кожарова напиши, и я его буду таскать…” В общем, я понял, что следователю Саркулову все равно, кого и за что привлекать, лишь бы на этом можно было сделать деньги. В этой ситуации у меня не оставалось иного выхода, кроме как поехать в Тараз и обратиться в УСБ полиции.

Сотрудники УСБ снабдили заявителя диктофоном и 8 января сами выехали в Жуалынский район для проведения операции. Бесстра­стная аппаратура зафиксировала переговоры между Адильбеком Байсбаевым и следователем Саркуловым. “Восемьдесят тысяч я не смогу дать, - сокрушался отец подозреваемого, - только пятьдесят…” - “Ой, коке, с этого и надо было начинать - неси сколько можешь…”.
Дальнейшие события лучше изложить устами самих участников.
- Получив сигнал, что деньги переданы, мы пошли на задержание, - говорит старший оперуполномоченный УСБ Алишер НУРАЛИЕВ. - Саркулов как раз выходил из здания. Мы попросили его вернуться. Майор стал оказывать сопротивление, тогда мы надели на него наручники, и я пристегнул его правую руку к своей левой. В это время в РОВД проходил вечерний развод, в здании находилось около тридцати человек. И тут раздался возглас заместителя начальника РОВД Абена ЖУМАШЕВА, обращенный к личному составу: “Что смотрите?”. Нас окружили полицейские РОВД и стали толкать со всех сторон. “Что вы делаете, мы же сотрудники УСБ!” - закричал кто-то из нас, но нас повалили на пол, вырвали камеру из рук…
- Замначальника Жумашев сам кинулся в драку, - продолжает рассказ опер­уполномоченный УСБ Ербол СЕЙТЖАН. - Борцовским приемом он отбросил меня в сторону. Потом подполковник схватил нашего третьего коллегу и потащил его подальше от кабинета, в который мы хотели войти, чтобы провести след­ственные дей­ствия.
- Я ему кричу: “Вы что творите?” - включается в разговор старший оперуполномоченный УСБ Оразалы КУДАБАЕВ. - А он, удерживая меня, зло отвечает: “Год только начался, а вы мне взятку хотите сделать?!”
- С большим трудом мы наконец-то завели Саркулова в кабинет, - продолжает рассказ Алишер Нуралиев. - И тут вновь раздалась команда Жумашева: “Что стоите, вытаскивайте его!” В помещение влетели шесть-семь сотрудников и выволокли нас в коридор. Снова мы оказались на полу. Я почувствовал резкую боль в запястье - мне выворачивали руку, чтобы отстегнуть наручники. Как только задержанный Саркулов был освобожден (он сразу же убежал), нас отпустили. Пряча глаза, все стали спешно расходиться по кабинетам.

…А униженные офицеры УСБ - в порванной одежде, ссадинах и синяках - продолжили исполнять свой долг: доложив руководству УСБ о случившемся, поднялись на второй этаж, чтобы охранять кабинет сбежавшего Саркулова. Но тут последовала новая атака: к ним поднялись постовой сержант Талгат НАУШБАЕВ и дежурный Тилля МЫРЗАХАНОВ и потребовали от заявителя и понятых, чтобы те покинули здание. Сотрудники УСБ почувствовали исходящий от сержанта запах спирт­ного. “Вы задерживаетесь для медицинского освидетельствования!” И тогда дежурный бросил клич: “Нападение на РОВД!” Инструкция предписывает личному составу при этих словах бросать все и бежать защищать здание от врагов. Врагами в данном случае были трое опер­уполномоченных УСБ. К ним подскочили несколько сотрудников РОВД и повторили предыдущую “военную операцию” - освободили “пленного” (в данном случае сержанта Наушбаева. - Г.В.) из рук противника.
Между тем опера сумели-таки при понятых провести обыск кабинета Саркулова, зафиксировать в ящике стола следы порошка с обработанных денег, изъять из другой тумбы наркотики. Они были полны решимости изобличить “оборотня” из РОВД. Однако в Таразе решили по-другому: им предложили… забыть обо всем случившемся. Как будто ничего и не было. И предложил это не кто иной, как… их шеф - начальник УСБ Альберт МАЙОРОВ. Реакция последовала незамедлительная - сотрудники УСБ подали коллективный рапорт руководству департамента собственной безопасности МВД РК о том, что их начальник укрывает факт нападения на опер­уполномоченных их коллег из РОВД и оказывает давление на личный состав, принуждая отказаться от показаний по данному факту.
А Адильбек Байсбаев, на глазах которого разыгрывались все эти сцены в РОВД, пребывая в ужасе от произошедшего ( “Если полицей­ские своих коллег так “мочат”, то как же они поступают с простыми гражданами?”), обратился с жалобой в МВД и органы прокуратуры. К чести главного полицейского ведомства, там заняли принципиальную позицию. Прибывший из Астаны старший следователь по особо важным делам ДСБ Жанабай ТАЕВ возбудил уголовные дела о взятке в отношении следователя Саркулова (кстати, обнаружились еще два эпизода с другими фигурантами. - Г. В.) и воспрепятствовании законным действиям при осуществлении дознания с применением насилия, а также превышении должностных полномочий в отношении замначальника РОВД Жумашева. И тот и другой уволены приказом начальника ДВД Мейрхана ЖАМАНБАЕВА “за дискредитацию”. Но оба фигуранта сильно не расстраиваются: они на свободе и надеются на благоприятный исход дела: Саркулова освободил из-под ареста “с учетом личности обвиняемого” областной суд, а Жумашева не дает в обиду заместитель прокурора области Ардак СЕЙТЖАНОВ, который считает, что… нет достаточных доказательств его вины.

Кстати, подобные события происходят в области не впервые. В 2007 году сотрудники Сарысуского РОВД точно так же, на кулаках, защищали от сотрудников финпола уличенного во взяточничестве следователя Ермека ЗЕЙНУЛЛУ, который также скрылся с деньгами. А не далее как 13 января, через пять дней после случая в Жуалы, похожий инцидент произошел в здании Шуского ЛОВД. Там по указанию замначальника ЛОВД Бахыта АЖИТАЕВА сотрудники напали на офицеров ДСБ МВД и УСБ Юго-Восточного ДВД на транспорте, отбивая у них задержанного с поличным на взятке оперуполномоченного ЛОВД КАЛМАТАЕВА. Калматаев сейчас арестован, а сбежавший Ажитаев объявлен в государственный розыск.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз, тел. 8-7013757573, e-mail:
vibornova@time.kz , фото Ольги ЩУКИНОЙ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА
Поделиться
Класснуть