7857

Игла в одни ворота

Игла в одни воротаЗдоровье десятков тысяч казахстанских пациентов, больных диабетом, находится под угрозой: государство закупило дешевые инсулиновые шприцы, которыми практически невозможно ввести правильное количество инсулина. Об этом в интервью нашей газете рассказала президент Диабетической ассоциации РК Наталья ТУКАЛЕВСКАЯ (на снимке).

- Мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ обвинил во многих грехах “Самрук-Казына-Фармацию”, которая занимается централизованной закупкой и доставкой медикаментов для всех клиник страны.
- Да, нареканий много - например, по поводу некачественных инсулиновых шприцов китайского и немецкого производства. Эти шприцы еще в прошлом году закупало Министерство здравоохранения, и их стали выдавать по рецептам диабетикам с минувшей осени. Покрытие иглы, заточка, материал, из которого изготовлен поршень, - обо всем этом я говорить не буду, потому что сравнительный анализ на таком уровне могут сделать только специалисты в лаборатории. Но определенно известно - такими шприцами точную дозировку инсулина сделать практически нельзя. Речь идет не об антибиотиках и витаминах, где отклонение от дозы зачастую не угрожает жизни. Врач иногда месяцами подбирает диабетикам правильную дозировку. Малейшее отклонение от нее опасно не только для здоровья, но иногда и для жизни человека.
Игла в одни воротаМы стали поднимать эту проблему накануне проведения госзакупок на 2010 год. У меня была длительная переписка с Минздравом и ТОО “СК-Фармация”, в ходе которой я неоднократно обращала их внимание на необходимость соблюдать все технические характеристики. И когда нам дали понять, что внимание на тендере будут обращать только на цену, мы написали письма премьер-министру и депутатам.
С другой стороны, обвинять одну лишь “СК-Фармация” нельзя. Ведь у них есть документы о том, что продукция зарегистрирована в Казахстане, и они не имеют права не допустить ее к тендеру. А цены - точнее, их верхнюю планку, по которой можно закупать медикаменты, устанавливает Минздрав. А “СК-Фармация” эти цены пытается снизить. Более того, она обязана закупить товар по самой низкой цене, если он зарегистрирован в Казахстане.

Игла в одни ворота- И что же делать в такой ситуации?
- Согласно новым правилам, из требований к тендерной документации исключено приложение № 2 о технических характеристиках закупаемых медикаментов. Уверена, что необходимо срочно менять постановление правительства. Необходимо проанализировать выявленные ошибки и создать экспертную группу на уровне правительства по внесению изменений в принятые законодательные акты, лишать регистрации в Казахстане
некачественные инсулиновые шприцы или малоэффективные лекарственные препараты, чтобы они не попадали на тендер.

- А как сейчас обстоят дела с главным лекарством диабетиков - инсулином?
- С инсулином, слава богу, обошлось: все понимают, что опасно такой серьезный препарат брать у малоизвестных, не зарекомендовавших себя производителей. Хотя в этом году могли закупить генерики (копии), а не оригинальные препараты, но этого, к счастью, не произошло. Вообще, наша страна на международном уровне ставится в пример - у нас закупаются лучшие в мире инсулины.
Тревожит другое. Сегодня решено строить в Казахстане собственный инсулиновый завод. Мы с 1995 года доказываем, что такой завод будет нерентабельным, да и вообще его продукция, скорее всего, может быть опасной для здоровья больных сахарным диабетом. И потом, потребность наших пациентов этот завод покроет за полтора-два месяца. Кто тогда будет покупать казахстанский инсулин? Китай? Там есть свой - и более дешевый. Россия? Игла в одни воротаУкраина? Там тоже свои инсулины, которыми, кстати, пациенты не всегда довольны. Сегодня Казахстан за рубежом закупает 17 видов инсулина, и каждый пациент принимает именно тот, который ему больше подходит. А мы будем выпускать только один вид. И что прикажете делать диабетикам, которым он не подходит?
По официальным данным, больных диабетом или онкологическими заболеваниями в Казахстане не более 3 процентов от общего числа населения ( “официальных” диабетиков - 175 тысяч, “неофициальных” - 700 тысяч человек). Это тяжелые, практически неизлечимые болезни - так зачем нам лезть на такой мизерный рынок со своими препаратами? У нас есть масса других больных, на пользу которых можно направить нашу фармацевтическую промышленность.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть