11287

Защита Слесарева

Защита СлесареваВ Республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИД разразился скандал, который уже вышел за пределы этого госучреждения и докатился до министра здравоохранения Жаксылыка ДОСКАЛИЕВА, а скоро грозит аукнуться… в Швейцарии. Гендиректора Центра СПИД Владимира СЛЕСАРЕВА (на снимке) собственные подчиненные обвиняют в коррупции, неоправданном раздувании штата, увольнении лучших сотрудников, разбазаривании денег зарубежных благотворителей.

Министр здравоохранения назначил Владимира Слесарева на должность гендиректора РЦ СПИД в июле 2009 года, когда тому оставалось всего два года до выхода на пенсию. Полгода коллектив спокойно работал с новым начальником, но в 2010 году буквально взвыл от новаций шефа (кстати, до этого Слесарев опыта работы с ВИЧ-инфекцией не имел). Доведенные до отчаяния, врачи написали несколько обращений на блог Жаксылыка Доскалиева, а потом обратились в нашу редакцию.
Первыми раскритиковали Слесарева врачи АХМЕТГАЛИЕВА и МАРКАБАЕВА, которые работали консультантами информационной службы по вопросам ВИЧ/СПИД и наркомании “Красная линия”.
“Изначально на “Красную линию” были приняты дипломированные специалисты 3 профилей: наркологи, психологи и специалисты центров СПИД, прошедшие конкурсный отбор, собеседование и обучение на 2 семинарах, проведенных на средства Глобального фонда (благотворительная общественная организация, базирующаяся в Швейцарии. - В.Б.), - пишут министру медики. - Служба (на поддержание которой фондом было выделено полмиллиона долларов. - В.Б.) начала функционировать с 1 марта 2009 года, ее деятельность контролировалась группой реализации проекта Глобального фонда, нареканий с ее стороны не было. С 1 декабря 2009 года в нарушение трудового договора гендиректор РЦ СПИД Слесарев уволил 3 консультантов - специалистов центров СПИД: было принято решение вместо них, разнопрофильных сотрудников, оставить в смену одного консультанта - нарколога или психолога. Данная постановка вопроса непонятна, учитывая, что количество поступающих звонков увеличилось в 8-10 раз, а их сложность и специфичность возросла. Таким образом, в результате необдуманных решений руководства по реорганизации информационной службы “Красная линия” фактически дезорганизована и дискредитирована сама идея и цель создания данной линии”.

25 января 2010 года Жаксылык Доскалиев своим приказом утвердил в РЦ СПИД измененную структуру, на основании которой руководство центра разработало новое штатное расписание. Врачи возмущены: штат увеличен с 59 до 96 человек, причем 29 ставок Владимир Слесарев решил открыть не за счет бюджета, а из средств благотворительного Глобального фонда. То есть теперь в казахстанском госучреждении люди будут получать зарплату от западной благотворительной организации.
Нововведение Слесарев назвал “реструктуризацией” и вручил уведомления об увольнении десяти сотрудникам центра. Как считают врачи, они просто были неугодны начальству.
В прежние годы в Центре СПИД успешно действовал отдел клинического мониторинга, который ежемесячно делал обзор заболеваемости в разрезе областей Казахстана по 25 показателям (профилактики, учета, наблюдения и лечения ВИЧ-инфицированных). Слесарев отдел расформировал, специалистов уволил. Вместо этого руководитель-новатор открыл отдел лечебно-профилактической помощи для лечения больных со штатом 14 человек. Правда, “открыл” пока только на бумаге. Возмущенные врачи уверяют: лечением ВИЧ-инфицированных, согласно приказу министра здравоохранения, должны заниматься городские и областные центры СПИД, республиканский же центр всегда был административной структурой - не более.
Еще более интересна ситуация с покупкой лекарств на средства все того же Глобального фонда. Для лечения ВИЧ существуют препараты первого и второго ряда. Обычно пациенту дают лекарства первого ряда, и только если у него возникает привыкание, то их заменяют резервными препаратами второго ряда.
“Слесарев после поездки за рубеж на средства немецкой фарм-компании “Мерк” закупил у них препарат резервного ряда ралтегравир и дал поручения областным и городским центрам СПИД закупать и применять этот препарат уже при первой схеме лечения, - пишут врачи в редакцию газеты “Время”. - Ралтегравир не входит в перечень препаратов, предусмотренных приказом № 150 Минздрава для лечения ВИЧ-инфицированных. А назначать его в первой схеме - это преступление: в случае привыкания больного к препарату заменить лечение будет нечем, что обрекает пациента на мучительную гибель. Это преступление. Кто потом ответит больным и их семьям, почему они обречены на гибель?”

Есть и масса других фактов, которые вызывают серьезные опасения у врачей. Так, авторы письма недоумевают, зачем Владимир Слесарев затеял в Центре СПИД ремонт, если два года назад его предшественник уже ремонтировал здание. На это потрачена уйма денег. Врачи резонно задаются и другим вопросом: когда Владимир Слесарев успевает руководить центром, если он все время за границей - на длительных конференциях.
“Последние события ярко демонстрируют, что подбор и расстановка кадров министром здравоохранения Доскалиевым проводится явно не по принципу профессионализма, опыта и заслуг перед государством, - пишут оппоненты директора РЦ СПИД. - До сих пор Слесарев объясняется перед прокуратурой за растраченные бюджетные средства по прежнему месту работы - Центру медицины катастроф”.
Мы предъявили Владимиру Георгиевичу все конкретные обвинения коллег в его адрес. По его словам, он уже объяснялся по этому поводу с министром. Слесарев считает: недовольство коллектива предсказуемо, поскольку любые нововведения никогда не воспринимаются на ура. Директор РЦ СПИД счел нужным высказаться по каждой из выдвинутых ему претензий:
- Первое. С ВИЧ я действительно не работал, зато 30 лет тружусь в сфере общественного здравоохранения. С министром мы знакомы давно. Но в дружеских отношениях мы не состоим.
Второе. Ранее группа Глобального фонда существовала фактически отдельно от нас, и структура Центра СПИД напоминала чудовище с одной головой и двумя туловищами. Реструктуризация была необходима для интеграции группы фонда, а также чтобы у нас не было дублирующих друг друга служб. Что касается финансирования зарплат за счет фонда - я имею право это делать.
Третье. Уведомления об увольнении получили почти все сотрудники из-за реструктуризации. Но большинство мы тут же снова приняли на работу. Правда, некоторые не прошли конкурс квалификационных требований.
Четвертое. Наше учреждение превратилось в чиновничий удел, а это неправильно. Именно поэтому я предложил открыть лечебно-профилактический отдел. Ведь к нам постоянно обращаются больные, которым мы будем оказывать практическую помощь.
Пятое. На “Красной линии” нет смысла держать квалифицированных врачей - они работали по 4 часа в день и отвечали на одиночные звонки. Дежурить на “горячей линии” по ВИЧ и наркомании должны не медики, а психологи.
Шестое. Препарат ралтегравир я не закупал - мы лишь отправили его на тесты в институты. И за счет фармацевтов не ездил за границу. Хотя такие поездки действительно бывают - в этих случаях мы подписываемся в договоре, что не будем лоббировать их интересы.
Седьмое. Я действительно часто езжу за границу. Но к этому обязывает моя должность - мы участвуем во многих международных проектах.
Восьмое. Я не объясняюсь перед прокуратурой за растраты на прежнем месте работы. Когда я ушел, там действительно была недостача по командировочным бюджетам, но я уже давно вернул недостающие 150 тыс. тенге.

Впрочем, оппоненты Слесарева уже не слушают его. Они написали новую жалобу - в Женеву, в центральный офис Глобального фонда: мол, проверьте, господа, как расходуются ваши деньги в казахстанском Центре СПИД.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть