13616

Виктор АБДУЛЛАЕВ: Скорее всего, мы столкнулись с политическими играми америкосов

Виктор АБДУЛЛАЕВ: Скорее всего, мы столкнулись с политическими играми америкосовПосле того как в Казахстан из бангкокской тюрьмы вернулись четыре летчика грузового самолета Ил-76, которых обвиняли в незаконных поставках оружия, прошло уже шесть недель. За это время ни одному журналисту так и не удалось поговорить с ними - сначала пилоты на несколько дней после возвращения просто исчезли, а потом стали отказывать всем СМИ подряд. Однако штурман Виктор АБДУЛЛАЕВ (на снимке) решил сделать исключение и дал эксклюзивное интервью газете “Время” в благодарность за то, что именно мы опубликовали открытое письмо летчиков к президенту Казахстана, когда экипаж находился в тюрьме (“Спасите наши души!”, “Время” от 12.1.2010 г.).

“Поймать тишину”, как сообщил нам родственник одного из летчиков, их настоятельно попросили сотрудники спецслужб. Виктор Абдуллаев поговорить согласился, однако на вопросы, в которых упоминалась аббревиатура КНБ, неизменно отвечал: “Без комментариев”.

- Виктор, в последнее время перед злополучным полетом вы работали в казахстанской грузовой авиакомпании “East Wing”. Как получилось, что вы оказались за рубежом?
- Мы написали заявление о том, чтобы нам предоставили отпуск без содержания, и нас временно пригласили в грузинскую авиакомпанию (“Air West Georgia”. - В.Б.). Но грузины сразу отдали нас в аренду украинскому авиаперевозчику (“SP Trading”. - В.Б.). Наш первый рейс был в Северную Корею.

- К чему такие сложности: вы работаете в авиакомпании одной страны, вдруг временно переходите во вторую, затем вас тут же нанимает третья. Не для того, чтобы запутать следы?
- Дома не было работы: кризис. А к грузинам мы ушли, потому что у них имелся самолет Ил-76, но не было экипажа. Этот лайнер вместе с нами они и отдали в аренду украинцам.

- Задержанный Ил совсем недавно принадлежал Казахстану. И, что самое странное, - как раз “East Wing”.
- Да.

- Вы именно на нем летали?
- Да.

- Тогда почему борт продали в Грузию?
- Не знаю.

Виктор АБДУЛЛАЕВ: Скорее всего, мы столкнулись с политическими играми америкосов- Несколько лет назад наш Ил-76 был замечен в Африке: он поставлял оружие в горячие точки. Этот самолет принадлежал казахстанскому авиаперевозчику “GST Aero”, который вскоре после скандала перестал существовать - по крайней мере, под таким названием. А вскоре на его месте образовалась авиакомпания “East Wing”... Неужели нашим летчикам, оставшимся не у дел дома, в поисках заработка приходится идти на преступление?
- Не знаю. Я не занимался поставкой оружия. Кстати, в тайской тюрьме с нами сидел Виктор БУТ (россиянин, которого подозревают в незаконной торговле оружием. - В.Б.). Его тоже хотели к нашему делу “прицепить” - не получилось.

- Есть мнение, что вы знали об оружии на борту, но просто, извините, облажались.
- Нет, все это грязные инсинуации. Когда в Бангкоке нас допрашивали полицейские и цээрушники, они интересовались, сколько нам заплатили за рейс. И были удивлены, что мы получаем обычную зарплату. Причем зарабатываем меньше, чем, например, экипажи в “Эйр Астане”. Но в эту авиакомпанию я не могу устроиться - во-первых, по возрасту, во-вторых, на западных самолетах штурманов нет. Но нам-то надо семьи кормить. У меня сын в Питере учится, а там все платно. Если бы мне дома предложили достойную зарплату, как за границей, я бы не летал там.

- Виктор, мы знаем о ваших приключениях в основном из газеты Bangkok Post и куцых сообщений нашего МИДа. Хотелось бы услышать о том злополучном рейсе из первых уст.
- Нам было дано задание - перевезти из Северной Кореи на Украину общегражданский груз. Как было написано в наших документах - “технические части для нефтяного оборудования”. Мы вылетали пустыми из Киева в Пхеньян, где должны были забрать ящики и увезти их на Украину.

- У вас было много остановок?
- Для дозаправки. Мы везли 36 тонн, и топлива нам не хватало на прямой пролет.

- Кто был заказчиком груза?
- Даже не знаю. Нам дали задание - мы полетели. Да и меня это (содержание груза. - В.Б.) не интересует. Как штурману мне надо рассчитать время полета, топливо и запасные аэродромы.

- У Северной Кореи сомнительная международная репутация. Вас это не смущало?
- Нет. Хотя я туда раньше и не летал, для меня это - обыкновенная страна.

- Как вас задержали?
- Мы приземлились в Бангкоке на дозаправку. Нас осмотрели - все было хорошо. Мы заплатили за топливо. Оставалось заправиться и лететь дальше. Вдруг таможенные службы говорят: “Мы еще раз осмотрим груз. Подозреваем, что он не соответствует документам. Но вы не волнуйтесь: отдых и размещение экипажа в отеле - за наш счет”. Мы со спокойной душой уехали в гостиницу, переночевали. Утром приехали - а возле самолета море военных, которые осматривают груз. Он был упакован в деревянные ящики, в которых лежали в том числе 6-метровые трубы. Их было 49 штук - всего на 27 тонн.
Нам сообщили: мы арестованы. Два дня мы провели в полицейском участке - спали на полу. А потом оттуда нас перевели в тюрьму. В общей сложности мы провели в Таиланде 64 дня.

- Ваши боссы в грузинской и украинской авиакомпаниях помогали?
- Украинцы помогали по мере сил. Они не были в Таиланде, но постоянно присылали деньги, в том числе на еду, и предоставили нашему посольству все документы. Но в тюрьме к нам допускали только мидовцев (казахстанских дипломатов. - В.Б.). С нас постоянно брали показания. Но мы сразу сказали, что без присутствия представителя нашего посольства и адвоката мы говорить не будем.

- У вас есть своя версия произошедшего?
- Не думаю, что груз был военный. Скорее всего, мы столкнулись с политическими играми америкосов. Сидя в тюрьме, мы постоянно читали свежие газеты. Они публикуют море фотографий даже мелких преступников, пойманных с героином. А про нас везде писали: военный груз. Но нигде не было фотоснимков оружия. И нам его так и не показали.
Американцы напряжены по поводу ядерной программы Северной Кореи. А наш груз оттуда летит. Вот у них, видимо, и появились подозрения: везут что-то военное. Но так никому ничего они не доказали - сели в лужу.

- На каких условиях вас отпустили?
- Сотрудники нашего посольства постоянно писали ноты протеста, не оставляли нас в беде, за что мы им очень благодарны. В итоге с нас сняли все обвинения.

- Что с самолетом и грузом?
- Груз конфисковали. Самолет пока в Таиланде - разбирательство продолжается.

- Вы будете дальше работать на грузинских и украинских работодателей?
- Пока у нас с ними дел нет: мы должны пойти на учебу - по нашим правилам раз в три года мы обязаны проходить курсы повышения квалификации.

- После приезда в Казахстан у вас был контакт с тайцами? Может, вы согласились сотрудничать со следствием?
- Нет.

- Нас удивила позиция руководства “East Wing”, которое фактически открестилось от вас. Вы не обиделись?
- Даже не знаю, что сказать... Мы по-прежнему находимся в штате этой авиакомпании и именно в качестве ее сотрудников едем переучиваться.

- Журналисты удивились, когда 13 февраля приехали встречать вас в аэропорт Алматы, а вы исчезли. Что произошло на самом деле?
- Да вроде бы ничего... Мы дома. Просто, видимо, не пересеклись.

- Да? А вот официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет СУИНДИКОВ официально сообщил, что вас сразу по прилете допросили сотрудники КНБ. Сейчас по этому делу ведется следствие в Казахстане?
- Нет, никакого следствия нет. Совесть перед моей страной у меня чиста. Я не сделал ничего противоправного.

- Сейчас вас еще приглашают на беседы наши спецслужбы? Вы даете показания?
- Нет, мы дома.

- О чем вы говорили с представителями КНБ по прилете в Алматы?
- Без комментариев.

- Теперь, наверное, вы в Таиланд ни ногой?
- Да. После возвращения я больше не ем рис, потому что этот злак у тайцев постоянно присутствует в пище и напоминает мне об этой стране.

- Вы поддерживаете контакт с другими летчиками?
- Обязательно. Мы - одна команда. Вот в апреле все будем в Алматы на курсах. Созваниваемся и с белорусским летчиком Михаилом ПЕТУХОВЫМ. У него тоже все нормально.
Пользуясь случаем, хотел бы вам сказать большое спасибо. Вы очень сильно нам помогли, ведь не все СМИ хотели что-то делать для нас.

Виктор БУРДИН, Алматы
Поделиться
Класснуть