14173

Наших бьют!

Наших бьют!Запретное видео

Пожалуй, самый скандальный инцидент случился 25 марта в Астане. Корреспондент столичного бюро “31 канала” Жулдыз ТОЛЕУ и видеооператор Бауржан СМАГУЛОВ пришли в одну из столичных квартир снимать сюжет о выселении судисполнителями Актоты ТУСИП с двумя малолетними детьми (см. “Иди куда глаза глядят”, “Время” от 20.3.2010 г.). А в итоге журналисты сами попали под раздачу.
- Судисполнители потребовали, чтобы мы прекратили снимать, что мы не имеем на это права, - рассказала нам вчера по телефону Жулдыз. - Потом потребовали показать служебное удостоверение: они подозревали, что я родственница Актоты. В ответ я попросила их предъявить свои документы, но их никто так и не показал. Зато когда я вытащила удостоверение, у меня его отнял судисполнитель Марат БЕЙСЕМБЕКОВ. Затем они потребовали отдать им камеру и отснятую видеокассету. Взамен пообещали, что в таком случае “нам ничего не будет”. А когда мы объяснили, что выполняем свои профессиональные обязанности и ничего не отдадим, 5-6 судисполнителей накинулись на оператора, сбили его с ног. Я стала оттаскивать их от коллеги, но меня отталкивали. А потом скрутили правую руку и кофту порвали.
Журналистам в неравной схватке все-таки удалось отстоять видеокамеру: им на помощь пришли активисты движения “За достойное жилье”, поддерживающие выселяемую мамашу. После их вмешательства судисполнители заперлись в квартире Актоты Тусип и пробыли там до тех пор, пока журналисты и общественники не разошлись.

Месть за Жанаозен

Вечером 22 марта в Актобе от рук неизвестных пострадал корреспондент газеты “Свобода слова” Игорь ЛАРРА, освещавший забастовку нефтяников в Жанаозене. Незадолго до происшествия он побывал в кафе “Корея Хаус”, где встретился с руководителем местного филиала ОСДП “Азат” Айдосом САДЫКОВЫМ. Спиртного, по утверждению журналиста, они не пили. А когда Игорь возвращался домой, его окликнули трое.
- Это случилось в переулке, уже на подходе к подъезду, - вспоминает Игорь Ларра. - Меня окликнули по фамилии, я отозвался. Потом мне сказали: “Привет тебе из Жанаозена!” - и начали избивать. Запомнить примет нападавших я не смог - темно было. Они старались бить по голове: у меня на лбу большая шишка, синяки под глазами, по носу хорошо попали и разбили губы. Я отключился на некоторое время, а когда очнулся - их уже не было.
Игорь уверен, что кому-то не понравились его публикации о бастующих нефтяниках, вот его и наказали.

Мясники разбушевались

А 18 марта в южной столице досталось оператору телерадиокомпании “Тан” Абзалу АГАЛИЕВУ. Он вместе с корреспондентом выехал снимать репортаж о пожаре на территории алматинского мясокомбината. Завидев съемочную группу, один из работников мясокомбината набросился на Абзала. Рукоприкладство, со слов многочисленных свидетелей, сопровождалось отборной матерщиной. После избиения оператора разъяренный мужчина вдобавок пнул камеру со штативом, отчего та упала в лужу.
В интервью информационному агентству Today.kz главный редактор ТРК “Тан” Сергей ЩЕРБАКОВ пообещал, что обидчик Абзала Агалиева не останется безнаказанным.
“Мы намерены довести это дело до конца. Потерпевшая сторона написала заявление в милицию, заведено уголовное дело. После того как правоохранительные органы произведут объективную оценку, мы направим иск в суд”, - сказал он.
К слову, и столичные журналисты “31 канала”, и актюбинский корреспондент Игорь Ларра тоже обратились в правоохранительные органы с заявлениями, в которых просят привлечь к ответственности напавших на них людей.

Ирина МОСКОВКА, Алматы, фото из архива видеопортала Stan.kz и редакции газеты “Свобода слова”

Комментарий в тему

Тамара КАЛЕЕВА, президент международного фонда защиты свободы слова “Әдiл сөз”:
Это генетическое ощущение безнаказанности
- Любое нападение на человека - это криминал. Но нападение на журналиста за его профессиональную деятельность - это особый криминал. Мы по таким случаям всегда обращаемся в правоохранительные органы. И очень тревожит то, что подобные дела расследуются как обычные бытовые ссоры, драки, конфликты. Наше старое Министерство культуры и информации не считало своим долгом добиваться восстановления прав журналистов и пресечения таких инцидентов. Надеюсь (хотя надежда чрезвычайно слабая), что новое Министерство связи и информации начнет защищать их. Может быть, уже стоит показательно наказывать преступников, нападающих на представителей СМИ?
Когда ситуация щепетильная, когда представители власти не выглядят благородными героями, они стараются отмахнуться от журналистов как от назойливых мух. А если корреспондент попадается строптивый и говорит что-то о своих правах - люди тут же звереют. Это все из-за генетического ощущения полной безнаказанности за издевательство над журналистами.

Поделиться
Класснуть

Свежее