14053

Маятас в огне

Последний день октября надолго останется в памяти жителей села Маятас. Маленький поселок, расположенный в получасе езды от Шымкента, на несколько дней превратился в район боевых действий. Массовые погромы и поджоги домов сельчан стали следствием зверского преступления, совершенного 16-летним подростком.

Скопление полицейских машин, собровцев и людей в погонах говорило о том, что именно здесь произошла трагедия. Единственным штатским человеком, оказавшимся во всей этой сутолоке, был одинокий дед. Это хозяин дома, где ночью произошел погром, Хануш УСЕНОВ.
Выйдя из забытья, он заговорил:
- Это началось вчера часов в пять. Вся семья была дома. Вдруг к воротам подъехало 10-15 машин. Из них выскочили молодые ребята. Кто это был, бог их знает. Сначала они забросали наши окна камнями, а потом перепрыгнули через забор, облили бензином времянку и КамАЗ, полный вещей, и подожгли... Мы пытались сопротивляться, но остановить их не сумели. Сын попал в больницу, они его сильно испинали. Полиция это видела, но ничего не предприняла. Она здесь была, вроде как нас охраняла. Так эти “охранники” просто в стороне стояли и наблюдали.

20 октября был изнасилован четырехлетний малыш, житель Маятаса. Мальчика доставили в больницу, но родители об истинной причине травмы сразу рассказывать не стали. По их версии, ребенок проглотил что-то острое и, видимо, повредил внутренности. Лишь спустя почти неделю мать пошла к следователю. И назвала имя насильника. По словам женщины и ее сынишки, это был 16-летний внук деда Хануша. Слух об этом мгновенно разлетелся по селу. 28 октября подростка арестовали.

В Маятасе начались волнения. Под град камней попали дома курдов. Дело в том, что задержанный - по национальности курд, и неизвестные парни таким диким способом решили отомстить его соплеменникам за надругательство над ребенком. Чтобы остановить самосуд, совет аксакалов в спешном порядке собрал всенародный сход. На нем было принято единогласное решение: семья Усеновых в трехдневный срок должна уехать из села. Навсегда. Рассказывает 70-летний житель села Мырза АФЕНДИЕВ:
- Я тоже там был. Почти все село пришло. Люди стали кричать, чтобы мы, курды, убирались из аула. И тогда я сказал: “Если виноват этот негодяй, так накажите его, а лучше отдайте нам. Мы его сами, как барана, зарежем. Но зачем же всех курдов выгонять из домов? Я в этом селе прожил всю жизнь”. Потом люди согласились: в течение трех дней Хануш вместе с семей-ством должны уехать.
Ничего общего между двумя семьями-погорельцами - Усеновыми и Афендиевыми - нет. Кроме национальности. Расправившись с первыми, каратели взялись за вторых. Хозяева были на пожаре у деда Хануша. Лишь 80-летний глава Мырза Афендиев увязался за поджигателями.
- Они закидали дом сеном, которое принесли с собой, и облили его бензином, - вспоминает он. - Я умолял: “Ребята, не поджигайте! Я старый, куда мне идти?! Я ни в чем не виноват!”. Они ударили меня - я упал. А потом огонь не позволили тушить. Часа два ждали, пока все не сгорело дотла. Я думаю, они мой дом сожгли, потому что я на собрании заступился за всех курдов, невиновных в том, что сотворил усеновский негодяй... Как теперь жить, не знаю. Хоть ложись и помирай!

Его сноха Салима АФЕНДИЕВА подметила - у поджигателей было оружие:
- Я своими глазами видела дубинки и пистолеты, из которых они стреляли.
Женщина рассказывает, что за несколько дней до массовых беспорядков она неоднократно предупреждала полицейских о надвигающейся беде:
- Когда пару дней назад нам окна повыбивали, мы им (полиции. - Ред.) стали показывать, а они: “Залатайте, застеклите и подметите, будто ничего не было”. Они нас затыкали. Лишь бы наверх шум не пошел. Дальше-то что будет?
О том, что в Маятасе назревает серьезный конфликт, неоднократно предупреждал правоохранительные органы и адвокат Николай КЕМЕР. Он был в курсе событий, происходящих в селе.
- Ко мне ежедневно звонили жители села и просили что-нибудь предпринять, - говорит Николай Яковлевич. - Еще 29 октября я поставил в известность о происходящем дежурного областного департамента КНБ. В тот же день связывался с областной полицией. 30 октября вновь позвонил в ДВД и сообщил о первых попытках поджога курдских домов. Полагаю, силовые структуры меры какие-то предприняли, однако они оказались малоэффективными.

Между тем ни казахи, ни русские, ни другие жители села Маятас сейчас говорить о разгоревшемся скандале не хотят.

Лишь одна женщина пошла на разговор на условиях полной анонимности. Она заявила: никто из местных к погромам никакого отношения не имеет. В поджигателях некоторые маятасцы узнали людей из поселка Абай Сарыагашского района, откуда родом отец пострадавшего малыша:
- Конечно, самосуд - это жестоко. Есть закон, и по нему надо судить. Кстати, этот пацан и раньше был проблемным. То в магазин залезет, то девушек напугает. Люди жаловались, а родственники все проблемы решали мирным путем: подарком или бараном людям рты закрывали... А ведь раньше наше село было дружное... Что казахи, что курды, что татары, что узбеки - одна большая семья.

В четверг, ближе к обеду, в Маятас прилетел из Астаны председатель комитета административной полиции МВД РК Молдияр ОРАЗАЛИЕВ. Ознакомившись с оперативной ситуацией, генерал-майор заверил: повторения погромов он не допустит. До наведения порядка улицы села будут патрулировать отряды полиции, а организаторов, зачинщиков и участников беспорядков разыщут и привлекут к ответственности. Генерал особо отметил:
- Уверен, один негодяй - не есть вся нация. Поэтому обвинять, а тем более притеснять людей по национальному признаку непозволительно никому. Тем более что здесь мы видим не межэтнический конфликт, а заурядную уголовщину. Двое участников погрома уже задержаны. Думаю, в положенный срок они и их подельники предстанут перед судом. Так же, как и парень, подозреваемый в изнасиловании.

В пятницу вечером в област-ное ДВД поступило заявление от потерпевших. В нем говорится: за маятасскими беспорядками стоит один из высокопоставленных чинов районной полиции, который был очевидцем погромов. Возможно, доля истины в таком заявлении есть. Иначе трудно объяснить медлительность стражей порядка, на глазах у которых в течение нескольких часов бесчинствовала банда хулиганов.

Зауре Мирзаходжаева,
zaure_mir@mail.ru
Южно-Казах­станская область

Поделиться
Класснуть