8871

Дархан КАЛЕТАЕВ, доктор политических наук: Общая ответственность

Дархан КАЛЕТАЕВ, доктор политических наук: Общая ответственностьГосударственные телеканалы демонстрируют, как бизнесмены, госслужащие, студенты и пенсионеры оказывают посильную гуманитарную помощь разрушенному аулу Кызыл Агаш. Народ проявляет завидную гражданскую солидарность. Приходит понимание, что мы граждане одной страны и должны быть едины. А горе такого масштаба объединяет получше любых спущенных сверху идеологических установок.

Проявление гражданской солидарности не может не радовать, но кто возьмет на себя ответственность за трагедию, созданную не стихией, а банальной коррупцией? А кто ответит за преступную халатность и разгильдяйство, в результате которых целые районы Восточно-Казахстанской области оказались отрезанными от цивилизации? Можно все списать на природную стихию. Но ведь снег и талые воды появились не вчера, и можно было сработать на упреждение. Все зависит от того, насколько высок уровень гражданской сознательности среди чиновников на местах. Впрочем, и люди не должны терпеливо ждать, когда местные власти удосужатся вспомнить о делах насущных. Они должны прямо требовать выполнения норм государственной политики, которая в Казахстане предполагает в первую очередь защиту граждан.
Но, увы, у нас почему-то считается хорошим тоном промолчать, а потом бурно возмущаться на кухне. Даже собираясь оформить в государственных органах какую-нибудь элементарную справку, наш гражданин начинает искать знакомых, чтобы получить ее без очереди. Казалось бы, мелочь, но с действий этого гражданина и его знакомого чиновника и начинается крушение веры в государство. И все это происходит при молчаливом согласии остальных граждан. Потому что они тоже не прочь воспользоваться такими же методами. А потом, когда случается трагедия, мы искренне возмущаемся, как можно было допустить такую безалаберность.
Советский гражданин был иного плана. Он жил идеалами. “Совок” понимал, что не все так радужно, но пока не было разрухи в головах, не было разрухи и в туалетах. С момента обретения независимости Казахстаном прошло не так много времени, и, пройдя процесс деидеологизации, наше общество новых идеалов еще не создало. Вожди большевиков были примером для подражания, а в Казахстане так и не появились общественные авторитеты. А ведь именно из их образа мыслей и действий формируются в сознании населения новые ценности.

Единственный безоговорочный авторитет - глава государства. Но и его идеи и инициативы часто не доводят должным образом на местах. Любую хорошую идею можно загубить безобразным исполнением.
Рыночная экономика подразумевает общество социально ответственных собственников. У нас пока иначе. Когда в начале 90-х вводили КСК, предполагалось, что это будут “школы демократии”. Ведь какая замечательная идея - жильцы, по сути, организуют самоуправление в собственном доме. Однако в итоге все приобрело некую гротескную форму, где вроде бы демократия есть, но ее как бы и нет. Непонятно откуда взявшийся председатель КСК, непрозрачная бухгалтерия и парочка возмущающихся активистов, которых считают чудаками... Сейчас некоторые требуют скорейшего введения местного самоуправления. Страшно подумать, во что это может обернуться.
Сегодня остро требуются критерии гражданского мировоззрения, самосознания. Успешный и цивилизованный путь развития возможен лишь при сочетании развития патриотических тенденций с гражданским развитием населения страны. Когда гражданин, будь он чиновником или просто обывателем, научится понимать, что от его действий и зависит развитие государства, полноценное развитие общества. Что патриотизм - это не победные реляции, громкие слова и размахивание флагом, а постоянное реагирование на вызовы повседневности.
Это прекрасно понимает и власть. Правда, президент часто остается непонятым, задавая нам новые направления. Однажды в сердцах он даже проронил: “Я бы хотел сделать такую демократию, как в Америке, но где мне взять столько американцев в Казахстане?” Ведь демократия - это не просто свобода, это в первую очередь право ответственно подходить к проблемам государства. В случае, где американец напишет массу обращений с требованием отреагировать на вопиющие факты, наш гражданин промолчит по ряду причин. Чтобы не прослыть стукачом, чтобы не получить на ровном месте проблему, чтобы не задеть интересы родственника или знакомого.
Впрочем, в массе своей люди уже испытывают определенную, хотя еще и плохо осознанную потребность в неких гражданских инициативах. К тому же успешно преодоленный экономический кризис и чрезвычайные ситуации обнажили и катализировали протекающие процессы. Самыми громкими событиями стали, безусловно, трагедия в Кызыл Агаше и митинг в Жанаозене. В первом случае государство и граждане проявили высокую социальную ответственность, во втором, несмотря на долгие препирательства и убытки, рабочие и компания пришли к устраивающему всех консенсусу.

Иногда со стороны отдельных представителей власти чувствуется некоторая растерянность и непонимание, что делать и как реагировать на проявления гражданской активности. Вокруг местных проблем и относительно малочисленных мероприятий они, бывает, создают иллюзию несерьезности происходящего. А ведь главное сейчас для каждого государственного управленца не испугаться, проявить свою гражданскую ответственность, поскольку на самом деле ничего страшного не происходит. Нет угрозы ни конституционному строю, ни сложившейся структуре власти, поскольку речь не идет о радикальных выступлениях и призывах.
Напротив, нужно помочь развиться тому, к чему постоянно призывает глава государства, - формированию нового гражданского осознания того, что мы все сограждане, и каждый из нас несет свою долю ответственности за судьбу государства. Чтобы все больше казахстанцев были готовы публично заявлять о том, что их волнует, выражать свою поддержку тому, что им нравится, и свое недовольство тем, что им кажется неправильным.
А власть должна работать на опережение. Не бояться признавать свои промахи, и пусть больше не повторяется трагедий, подобных кызылагашской. А общее горе должно сплотить и консолидировать общество так же, как общие успехи. Потому что это наше государство, и оно такое, каким мы его строим.
В Москве произошла трагедия - теракт в метро. Посмотрите, как реагирует власть на уровне даже местного управления. Крупные чиновники открыто признают свои ошибки, но при этом оперативно ликвидируют последствия. Государственные СМИ выдают информацию раньше, чем частные, поскольку имеют больший доступ к источникам. Весь государственный аппарат работает на сплочение нации. А у нас из-за закрытости информации распространяются слухи о скрытом количестве жертв, о том, что виновных выгораживают, и т.д.
Произошла трагедия, погибли люди из-за чьей-то халатности. Это плохо. Но здесь нужно демонстрировать силу государства, сплотить вокруг власти народ. Объявить всеобщую мобилизацию общества на борьбу со стихией, коррупцией и преступной халатностью. Ведь гражданская солидарность, гражданская ответственность и гражданская сознательность - это основа, фундамент государства.
Самое главное - обеспечить все это в рамках правового поля и строго по закону. Конечно, иногда проходят акции с нелицеприятными выпадами против власти. Но что поделать? Это нормальный процесс. Абсолютно довольных граждан не бывает. Кажется, за время экономического скачка и успешного развития в 2000-е годы мы об этом слегка подзабыли. Теперь, похоже, пора снова вспомнить.

Дархан КАЛЕТАЕВ
Поделиться
Класснуть