9913

Евгений ЖОВТИС, правозащитник: А я вообще где-нибудь живу?

6 апреля апелляционная коллегия Восточно-Казахстанского областного суда под председательством судьи А. МАЙКИБАЕВОЙ признала: известный правозащитник Евгений ЖОВТИС (на снимке) все-таки живет… в Алматы, а в Усть-Каменогорске - лишь отбывает наказание.

Напомним, Евгений Александрович еще в феврале подал иск на начальника колонии ОВ 156/3 в Усть-Каменогорский горсуд (см. “Жовтис, go home!”, “Время” от 6.3.2010 г.). Суть иска вот в чем. В ноябре 2009 года Жовтис отказался работать в учреждении инженером по технике безопасности, поскольку не имеет соответствующей квалификации. За отказ на него было наложено взыскание, которое повлекло за собой лишение правозащитника льгот, положенных другим заключенным: главным образом это возможность покидать стены учреждения. Однако Евгений Александрович утверждает, что статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса, на основании которой он был наказан, противоречит Конституции, которая запрещает принудительный труд.
4 марта судья Усть-Каменогорского горсуда Евгения ЕВСЕЕВА не стала рассматривать иск по существу, а подняла вопрос о подсудности, объяснив, что дело должно быть рассмотрено либо по месту нахождения ответчика (то есть в Уланском райсуде Восточно-Казахстанской области: спецучасток, где сидит Жовтис, является “филиалом” Уланской колонии-поселения), либо по месту проживания истца - в одном из судов Алматы (?! - Ред.).
Жовтис подал апелляцию.
Евгений ЖОВТИС, правозащитник: А я вообще где-нибудь живу?- Я, признаться, предлагала Евгению Александровичу бросить попытки добиться истины через апелляционную коллегию, - сказала накануне вчерашнего заседания адвокат и супруга Евгения Жовтиса Светлана ВИТКОВСКАЯ. - Но он настоял на том, что сразу передавать дело в Алматы преждевременно: суд должен быть в Усть-Каменогорске. Нас греет слабый лучик надежды, что элементарную для первокурсников юрфака задачку о подсудности удастся решить в стенах областного суда. Это неслыханно: мы ведь еще даже к сути дела не приблизились. Уже три месяца спорим о подсудности.
Сам Евгений Жовтис настроен весьма решительно.

- Сейчас я - неудобный человек для нашей судебной системы, - говорит он. - Усть-Каменогорский суд очень не хочет головной боли. Ведь придется обращаться в Конституционный совет и устанавливать, что статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса противоречит Конституции. Кому хочется заявить на всю республику о том, что до этого применялась антиконституционная норма? Поэтому и пытаются сначала затянуть дело, а потом отфутболить.
Возникшая ситуация, по мнению Светланы Витковской, - грубейшее нарушение всех законов:
- Нас принуждают к тому, чтобы суд прошел в Уланском районе, лишая прописанной в законе возможности выбора суда. Не имеют права посылать наше дело куда заблагорассудится, как это сделал Усть-Каменогорский городской суд.
Казалось бы, аргументы у Жовтиса весомые. Он уже полгода постоянно проживает в Усть-Каменогорске, в колонии-поселении. Невыездной, в Алматы последний раз был в сентябре 2009-го. И документы на руках имеются: в колонии-поселении находится с 25 октября, куда его этапировали из Талдыкоргана.
Решение на четырех печатных листах апелляционная коллегия вынесла за какие-то 10-15 минут: определение Усть-Каменогорского суда о подсудности и передаче дела в Уланский суд оставить без изменения.
- Место жительства Жовтиса - город Алматы, - заключила судья Майкибаева. - Это было установлено на стадии подготовки к разбирательству дела. Место отбытия наказания не является местом жительства истца.
Парадоксальное заключение: живет Жовтис в Алматы, а дело нужно передать в Уланский район. Впрочем, играть до конца отведенную ему неизвестным режиссером роль в этом театре абсурда Жовтис не собирается.

- Вы же видели, суд даже не принял во внимание все доказательства, собранные мною, - посетовал он. - В частности, временное удостоверение-пропуск, в котором местом жительства значится ул. Астафьева, 117/5, Усть-Каменогорск. Впрочем, решение было известно заранее, так что зачем заморачиваться лишний раз? Решение областного суда создает опасный прецедент - это демонстрация беззакония и контроля судебной системы свыше. Я уже обратился к юристам ОБСЕ, чтобы они дали независимый комментарий ситуации по вопросу принудительного труда.
- Мы участвовать в суде Уланского района не будем, - заявила Светлана Витковская. - Нас незаконно лишили возможности обратиться в суд по месту жительства истца, и поддерживать такое решение неправильно. Придется восстанавливать свои права другим способом: забирать иск и подавать снова, теперь уже в Алматы. Искренне сочувствую судьям южной столицы, которым придется разбираться в этой абсурдной ситуации.
Однако Жовтис не уверен, что в южной столице удастся добиться правды.
- Но я обязан довести это дело до конца, - убежден правозащитник. - Наш закон противоречит Конституции, а принимаемые судом решения - здравому смыслу. Я не живу в Алматы физически, я не живу в Усть-Каменогорске юридически. А я вообще где-нибудь живу?

Евгений ФОМИНЫХ, фото автора, Усть-Каменогорск
Поделиться
Класснуть